"Ёжики" Юрия Норштейна
nazar1937 — 27.03.2013 ...Когда меня спрашивают, как я отношусь к тому, что кому-то совершенно неинтересно моё творчество, отвечаю: абсолютно спокойно. Ну с какой стати моё творчество должно нравиться всем?! У меня есть товарищ - режиссёр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский. Так вот он однажды мне говорит: «Знаешь, Юр, извини, конечно, но мне не нравится то, что ты делаешь». «И что?! Думаешь, это помешает нам вместе выпить?! - отвечаю. - Понимаешь, Додик, есть такая проза, а есть другая. Так вот, я просто из другой прозы. О чём тут спорить-то?»...Когда на вопрос Владимира Познера «Какие ваши любимые писатели?» Дмитрий Медведев отвечает «Чехов, Достоевский, Набоков», я воспринимаю это как «завтрак туриста». Назови этих трёх авторов - не ошибёшься! Думаю, и я не сильно ошибусь, если предположу, что такой ответ является полуправдой.
...Когда речь заходит о советской цензуре, я замечаю: сколько бы вы ни говорили о свободе творчества в новой России, а счёт-то всё равно в пользу искусства 60-70-80-х годов. Тогда оно было охвачено гораздо более сильным желанием сделать ХОРОШО, а не сделать коммерческим. Сегодня всем и вся заправляет понятие «коммерция». Только отдельные личности, такие как режиссёры Хлебников, Попогребский, например, пытаются прорваться и сохранить при этом себя. Это очень сложно, но они пытаются это делать.
...Человека очень бодрит и освежает память о смерти. Если бы наши олигархи почаще вспоминали о своей смертности, мы жили бы сегодня в другой стране. Но… как и всем тиранам, им кажется, что они вечны. Поведение российского олигарха - это поведение тирана, для которого сообщество, в котором он живёт, не более чем сырьё для заколачивания денег.
...Для меня всегда было принципиально, кто даёт деньги на фильм. Деньги пахнут, уж поверьте! Однажды в конце 80-х - начале 90-х мне сказали, что один человек хочет дать мне на фильм крупную сумму. Деньги по тем временам астрономические - полмиллиона долларов! Я договорился о встрече, познакомился. Это оказался какой-то цветочный магнат. Мы поговорили, и в конце беседы я вдруг почувствовал, что он мне не нравится. Вот не нравится - и всё! Говорю ему: «Я должен подумать, прежде чем взять такие деньги». Подумав, я позвонил ему, поблагодарил за предложение и чётко сказал, что денег не возьму. Вы даже представить себе не можете, как он рассвирепел, как орал на меня. Тогда я твёрдо понял, что принял правильное решение. Не у всех можно брать деньги. Я очень уважаю мать Терезу, но то, что она брала деньги у кровавого диктатора Гаити, не слишком украшает её биографию. А вообще я считаю, что брать деньги неприлично. Их нужно зарабатывать.
...Меня иногда спрашивают: «А не хотели бы вы снять полнометражный игровой художественный фильм?» Отвечаю просто: «Таких комплексов у меня никогда не было и нет». Когда режиссёры из игрового кино подходят и, хлопая по плечу, говорят: «Старик, ты уже перерос мультипликацию. Пора браться за серьёзное кино», я удивляюсь. Объясняю им: «Вы неправильно рассуждаете. Это вы не доросли до мультипликации!»
|
</> |