Египет и ИГИЛ
el_murid — 03.03.2016 Интервью бывшего министра иностранных дел Египта Набиля Фахми программе Софико Шеварднадзе:Набиль Фахми связывает усиление деятельности боевиков ИГИЛ на Синайском полустрове с тем, что в Сирии и Ираке Исламское государство подвергается "серьезному давлению". Однако здесь, похоже, экс-министр очень и очень сильно лукавит.
Во-первых, пока в Сирии и Ираке именно у ИГИЛ дела обстоят вполне прилично - в отличие от других террористических группировок. На словах все нещадно борются с ИГИЛ, в реальности - решают свои задачи под прикрытием этой борьбы. Единственный серьезный противник ИГИЛ в регионе на сегодняшний момент - курды, но как раз курды в значительной мере решили свои задачи и по большей части очистили свою территорию. Идти дальше курды не хотят - они прекрасно понимают, что в этом случае их попросту используют. В Ираке курды и без того получили серьезный букет проблем с центральным правительством после того, как очистили от ИГИЛ ряд территорий вокруг Киркука - это территории, которые никогда не принадлежали курдам, а главное - на них расположены колоссальные запасы нефти (около 40% всех запасов Ирака). Теперь правительство в Багдаде более обеспокоено задачей выдавливания курдов из этого района, чем борьбой с ИГИЛ.
Второй момент, о котором Фахми предпочитает не говорить вообще, заключается в том, что вернувшиеся к власти военные, убрав братьев-мусульман, никак не смогли убрать первопричину всех событий, на волне которых братья пришли к власти. Кризис никуда не делся, скорее он стал еще сильнее. Революционные события, безусловно, сбросили социальную температуру, радикальные элементы, проявившиеся в ходе событий 11-13 годов, по большей части нейтрализованы, в общем, ситуация в политическом плане существенно "устаканилась". Но вот в экономике и социальной сфере проблемы остались и усилились.
Военные, вернув себе власть, так и не понимают, что им делать дальше. Программа реформ отсутствует, проблемы не разрешены и даже неясно, как будут разрешаться. Падение туристической отрасли после теракта над Синаем, вообще выбило почву из-под ног.
Есть текущие проекты и программы развития, но все они были начаты еще до Арабской весны и идут в рабочем режиме. Противоречия, которые и привели в итоге к революции, не устранены.
В таких условиях активность боевиков на Синае выглядит вполне естественной - скорее, египетское правительство заинтересовано в существовании локальной "серой зоны", куда стекается весь пассионарный элемент страны. Гораздо проще управлять происходящим, если есть такая "зона", чем ловить единичных боевиков в городах.
При этом нужно понимать, что ИГИЛ в Египте - это все-таки очень большая экзотика, хотя бы потому, что ни египетские салафиты, ни уж тем более братья-мусульмане не придерживаются ваххабитской идеологии. В этом смысле Египет точно может быть совершенно спокоен в отношении ИГИЛ - настолько чужеродным элементом местного пейзажа он выглядит. Но это никак не снимает проблемы тупика, в который попал Египет и из которого он никак не может выбраться.
|
</> |