Эффективные стратегии
mama_gremlina — 24.01.2022
В субботу Игорь писал олимпиаду Кенгуру и не смог решить одну
задачу. Разумеется, среди тех, что он смог решить, были решены
верно не все, но вот одну он совсем не понял, самую последнюю, и
сидел грустный с бланком, в котором не было одного крестика. Я в
конце подошла - он протягивает листок. Ну я и говорю ему, мол,
Игорь, осталась одна минута. Поставь крестик в любой квадратик, и
сдавай. Так он и сделал. Листок отдали главному организатору,
убежали в музшколу. Вечером я мужу это рассказываю, а он смеется и
говорит, мол, зачем ребенка учишь... эээ... ну, из песни слов не
выкинешь, он сказал слово "хитрож...сти" :)Я обиделась и говорю, никакая это не хитрож...сть, а вовсе даже эффективные стратегии!
И захотелось мне об этом немного написать.
Разумеется, я уверена, что наиболее эффективная стратегия исполнения всего - это системное знание и твердое умение. Но вот бывает так, что сияющее бриллиантовыми гранями системное знание и отработанное несколькими годами умение дает сбой, если человек не владеет кое-какими прагматическими инструментами, дающими ему к его объективному преимуществу еще немного форы. Как у Данилы на ЕГЭ, когда он в задаче, решением которой было три строки, написал три страницы, потому что он системно ЗНАЛ, что искомое вещество не гарантированно получается при этих условиях, и выписал все варианты его получения при всех возможных ситуациях (потратив на эту задачу времени в половину экзамена и не успев две последние задачи даже прочитать). Учитывая, что скоро у нас эти самые экзамены опять начнутся, делюсь эффективными стратегиями с заинтересованными людьми.
1. Не сдавать пустые клетки.
Имеется ввиду не то, что нужно наугад натыкать разных букв и чисел - вероятность успешного исхода при такой стратегии будет крайне мала. Нужно, разумеется, думать, анализировать, решать и обосновывать - до того как останется 5 минут до окончания времени. А когда останется 5 минут, надо выдохнуть и заполнить оставшиеся пустыми клетки "наиболее правдоподобными символами". Вероятность успеха будет повышена. Если даже на одну тысячную, то все равно повышена.
2. Не пользоваться черновиками.
Черновики - злейшее зло по двум с половиной причинам. Первая очевидна - мы теряем время. Вторая не так очевидна, но честное слово, половина потерянных баллов исходит именно отсюда: переписывая с черновика, вы ошибаетесь. Мой собственный ребенок, переписывая в спешке с трех черновиков на чистовик идеальное решение, рисунок перенес с одного листа, а текст - с другого, получив в итоге лютый бред, потому что не совпали буквы-обозначения вершин многогранника. И у вас так обязательно будет. Потому что переписываем эти черновики мы не в тишине уютной кухни с чашечкой кофе и возможность откинуться на спинку дивана, а в июньском душном тесном кабинете и жестком цейтноте. Третий момент: запись сразу в чистовик мотивирует и заставляет собраться - психология. Я была наблюдателем на экзамене в школе, куда пришли писать выпускники 239 лицея. Никто из них не пользовался черновиком. Их так учили. И я своих всех так учу.
Нет, черновики у организаторов брать надо. На них можно писать решение для первой части - в которой в бланк пишут только итоговый ответ. Ну и чтобы его получить, где-то же надо записать решение - почему бы и не в листке черновика. А развернутые решения - сразу в чистовик. А если ошибка? А если ошибка - аккуратно зачеркнуть буквой Z и написать ниже правильно. А если бланки кончатся? Попросить организатора о новом. У организаторов достаточно бланков. А если недостаточно, они пойдут и распечатают дополнительные. У всех людей разный почерк по ширине букв, и бланков хватит всем.
3. Победителей не судят
Верный и обоснованно полученный ответ - это всегда максимум баллов в физике и математике точно. Сам способ решения вообще не важен. Решать можно любым удобным способом. Нет верного способа решения - есть верный ответ и совокупность различных его обоснований.
Веду сейчас по просьбе директора дополнительные курсы у 11 класса в своей школе, там два мальчика решили пойти не в гуманитарные и юридические вузы, а в очень сложные технической направленности, и сдают физику с математикой. Разбираем методики решения стереометрической задачи, показываю им координатный метод, радуются - "О, нам учительница его показывала". Я тоже радуюсь, говорю - решайте тогда, я посмотрю. Решают теоремами, строят дополнительные линии на рисунке, у одного получается, второй запутывается. Я пишу на доске четыре формулы координатного метода, ввожу три оси, заполняю формулы числами и получаю ответ за 10 минут на пункт а и за 10 секунд на пункт б.
- А так можно было?
- Я бы сказала, так нужно
- А нас учили вот так (показывают записи)
- Вас учили правильно и четко мыслить в условиях неограниченного времени. Я тоже умею и люблю так учить и так решать. И вы будете этими навыками пользоваться при выполнении курсовых работ и написании диссертаций. Но сейчас я вас учу как в цейтноте и панике гарантированно получить верный ответ с ограниченным набором формул
- А можно первый пункт решить теоремами, а второй - координатным методом?
Можно. Все можно. Лишь бы верный ответ был получен аргументированно, а не с потолка.
4. Начинать с конца
Рекомендую начинать со второй части. Первая часть обычно простая. Она стоит мало баллов, и она отупляет. Мозг расслабляется в процессе ее решения, но в начале-то он был в панике, поэтому есть высокий риск наделать много ошибок по невнимательности. Верная стратегия - сразу дать понять мозгу, с чем мы столкнулись, начав читать сложные задания. И если в мозгу появляется стратегия решения (мы помним, он в панике, а в панике иногда рождаются гениальные идеи), то сразу и решить все, что решится. Потом с уже собранным в кучку мозгом спокойно решить первую часть, а потом вернуться и медленно дорешать не дорешанное из второй. Вы ее уже всю прочитали. И пока вы думали над простыми задачами первой части, фоновые процессы осуществляли дивергентный поиск решений второй.
Вот, это основное. Есть еще много мелких моментов, например, не наедаться перед экзаменом тяжелой едой, не пользоваться ни успокоительными, ни энергетиками (первые снизят скорость реакции сразу, вторые резко снизят скорость реакции после окончания своего действия), выходить в туалет всякий раз, как ощущаешь начало отупения, причем бодрым активным шагом (улучшить кровообращение тела, улучшив этим кровообращение мозга) и т.д.
P.S. Все вышеизложенное касается технических экзаменов: физики, математики, информатики, возможно химии. Как сдавать языки, литературу и историю, я браться советовать не рискну.
|
|
</> |
Накопление через Финуслуги: как выбрать счет под краткосрочные цели, подключить автопополнение и напоминания
Полуношное...
Сегодняшний туман и дорожка из жёлтого кирпича, т.е
Молодежь и революции
43 года как нам объявили о смерти дорогого Леонида Ильича.
про выхи
Поддельная роскошь
Принц Уильям посетил официальное открытие Центра болезни двигательных нейронов

