Единый учебник истории от Мединского. Часть 2

топ 100 блогов rimona25.09.2023

Учить по нему — это преступление против сегодняшних школьников

Владимир Путин и Владимир Мединский на киностудии «Ленфильм», 22 июня 2016 года
Владимир Путин и Владимир Мединский на киностудии «Ленфильм», 22 июня 2016 года

Окончание. Начало здесь.

Содержание нового учебника и реакция на него общества

Вот как рассказывает о новом учебнике истории для 10–11 классов официальная «Российская газета»:

«Над содержанием учебников работали ведущие историки страны — сам Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, академик и председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян. Драматичные события последних лет, нацистский переворот на Украине, превращение братской страны в "АнтиРоссию", СВО и ее герои — все это нашло отражение в единой школьной программе по истории».

А в провластном российском историческом иллюстрированном журнале «Родина» за авторством его бывшего главреда, кандидата исторических наук Юрия Борисенка вышел большой хвалебный опус о новом учебнике, который представляет собой пересказ его содержания с обильным цитированием текста этого учебного пособия для старших классов. Приведем несколько отрывков из статьи Борисенка.

«До сих пор в школах имеют бытование несколько "линеек" учебников истории от различных авторов и издательств. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества, один из авторов новых учебных книг Владимир Мединский так оценил нынешнюю ситуацию: »Многообразие учебников — это великая ложь нашего времени, как говорил Константин Победоносцев. Якобы это приведет к какой-то конкуренции. Этим оправдывались коммерческие интересы, помноженные на невнимание к содержанию«. (Кумир Мединского Константин Победоносцев был одержимым антисемитом и одним из самых консервативных и реакционных чиновников Российской империи, за что его имя стало нарицательным еще при жизни. — «Власть»). Теперь внимание к содержанию приоритетно, и внимание это вынесено на государственный и гражданственный уровень. В заключении к новому учебнику истории России для 11-го класса находим высказывание министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова: «В народном образовании преподавание истории есть дело государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои».

Учебная книга, над которой напряженно трудилась большая группа авторов, экспертов и методистов, среди которых академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов, сохраняет лучшее из трех ныне существующих «линеек». При этом «старый текст меняется примерно на 50–70%», а новации осознанно касаются личностной, биографической информации, а также истории повседневности».

«Изложение I главы учебника, охватывающей период до конца 1991 г., построено с учетом серьезного внимания, которое современная российская историческая наука посвящает истории повседневности. Ей адресованы специальные параграфы, для хрущевской эпохи вводится и специальное понятие "революция благосостояния", которое иллюстрируется наиболее яркими примерами».

«Вместо прежних славословий переменам второй половины 1980-х гг. авторы делают четкий акцент на том, что "политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР". Предметно объясняется, почему так случилось. "Архитектор перестройки" не располагал "никаким четким планом действий", к тому же Михаил Сергеевич "плохо ориентировался в проблемах промышленности, армии, ВПК, слабо разбирался в вопросах внешней политики. Он никогда не работал на производстве: не руководил стройкой, не был директором крупного завода. Не было у него и опыта министерской работы"».

«Реальная же перестройка, начало которой авторы справедливо относят к лету 1987 г., оказалась кратким и скорбным путем к крупнейшей геополитической катастрофе ХХ в. (это мнение В.В. Путина о "крушении Советского Союза" вынесено цитатой в самом начале главы I13).

Общий вывод об итогах горбачевских преобразований строг и суров: "Ни одна из реформ, начатых за годы перестройки, не дала положительных результатов. Непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему распределения и на практике обернулась экономической катастрофой. Экономический кризис превратился в определяющий фактор политической жизни страны"».

«И прогремевшая на весь мир внешняя политика в духе "нового мышления" имела "катастрофические последствия для геополитического положения СССР. Произошло резкое ослабление влияния нашей страны, утрата позиций, приобретенных СССР по итогам Второй мировой войны".

Заданную рассказом о перестройке линию органично продолжают первые параграфы главы II "Российская Федерация в 1992 — начале 2020-х гг.", повествующие о сложнейшей ситуации в стране в 1990-х гг. Кое-где сохранившиеся в прежних учебниках умилительные интонации в отношении реформ ельцинского времени здесь не просто отсутствуют напрочь. Внятно и доходчиво объясняется и специфика создавшегося положения, и отрицательная динамика нахлынувших на Россию перемен.

В учебнике подробно и предметно доказывается, как и почему менялись настроения широких слоев российских граждан. »Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжелым испытанием для людей. "Открытие Запада» сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили свое существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в 2 раза, в том числе за счет выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие ученые вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы«".

"К изложению российской истории в XXI в. авторы подходят особо тщательно, стараясь осветить и совсем недавние события, состоявшиеся уже на глазах у нынешних старшеклассников, не исключая, к примеру, только недавно закончившейся пандемии коронавируса. Нашли объективное отражение в книге и возвращение Крыма в родную гавань в 2014 г., и другие значимые процессы, обусловившие расширение территории страны. Уже во введении к учебнику отмечается: "Важнейшим событием Новейшей истории стало вхождение, а вернее, возвращение наших исторических земель в состав Федерации. Нет никаких сомнений, что брошенный Западом вызов сделает нашу страну крепче, а многонациональный российский народ — еще более сплоченным".

Есть в новой книге и отдельный большой параграф под номером 37 о России сегодня и Специальной военной операции. В нем отражены и предыстория СВО, и причины возрождения нацизма на Украине, и трагическая ситуация Донбасса начиная с 2014 г. События СВО, начиная с 24 февраля 2022 г., излагаются по-особому, предельно доходчиво и с учетом того, что они активно продолжаются. В конце параграфа есть особый пункт "Россия — страна героев", где упомянуты подвиги восемнадцати особо отличившихся бойцов и командиров. Приведем один из таких рассказов о героях:

»Александр Жихарев всегда был лучшим. Одним из лучших учеников в школе. Лучшим курсантом Рязанского училища ВДВ. Лучшим по спецдисциплинам. Лучшим в иностранных языках (английский, немецкий, арабский). Лучшим по спорту: парашютист-инструктор (150 прыжков), водолаз, мастер спорта по рукопашному бою. Лучшим на привале: писал стихи и песни. После училища он стал командиром лучшего взвода в элитной Псковской бригаде спецназа. И погиб как лучший из героев: в первые же дни СВО в отчаянном бою с превосходящими силами врага его взвод выдержал 10 часов непрерывного штурма и не отступил. Герой России (посмертно)«».

Раздел учебника "Специальная военная операция» впечатлил не только «придворных» журналистов и историков, цитаты из него приводят многие СМИ, правда, он вызывает у них отнюдь не восторг.

Издание РБК обратило внимание на следующие «главные тезисы» раздела про СВО:

«Идеей фикс Запада стала дестабилизация положения внутри России. Сначала — по периметру ее границ. Ради этого в бывших республиках СССР спонсировалась откровенная русофобия. Дальше по плану — втягивание России в череду конфликтов и «цветных революций», разбалансировка ее экономики и смена власти на подконтрольную. Конечная цель не особо скрывается: это расчленение России и контроль над ее ресурсами».

«Несколько поколений на Украине начиная с 1990-х годов воспитывались в неприязни к России, на неонацистских идеях».

«Целью военной операции на Украине в учебнике названы «защита Донбасса и упредительное обеспечение безопасности России». В нем также говорится, что «Запад завалил украинский режим деньгами и оружием», а против России ввел незаконные санкции».

«СВО сплотила наше общество, людей разных возрастов и профессий, — говорится в учебнике. — Поддержка людей выразилась в сборе подарков для военнослужащих, гуманитарной помощи жителям новых регионов, в настоящем культе гордости за бойцов СВО». При этом российским военным, как утверждают авторы учебника, «противостоит идеологически прокачанная, оснащенная оружием НАТО, подготовленная по их стандартам армия ВСУ, пополняемая зарубежными наемниками и инструкторами».

Введенные после начала военных действий санкции против России авторы учебника называют «абсолютно незаконными» и «беспрецедентными по масштабу». «Речь со стороны Запада идет об экономической блокаде нашей страны в сочетании с прямым воровством российских активов», — говорится в последней главе учебника. США в учебнике называют «главным бенефициаром украинского конфликта». Впрочем, авторы отмечают, что попытки изолировать нашу страну провалились: регулярные встречи президента России с лидерами стран Азии, Латинской Америки и Африки показали, что «бóльшая часть планеты с пониманием и симпатией относится к курсу, направленному против однополярного мира и его «правил жизни».

Еще один абзац посвящен иноагентам. В нем школьникам объясняют, что означает приписка «иноагент», которую «иногда» можно увидеть в публикации напротив фамилии того или иного человека. «Согласно законодательству России, если лицо занимается активной общественной деятельностью и получает за это деньги из-за рубежа, оно обязано регистрироваться как иностранный агент». При этом, как отмечают авторы учебника, в России этот закон принят только в 2022 году (на самом деле в 2012 году -«Власть»), тогда как в США аналогичная норма действует с 1930-х годов». На сотрудников «Ведомостей», одних из первых ознакомившихся с содержанием учебника, произвели впечатление следующие высказывания в нем:

«В параграфах про Украину отмечается, что «сегодня любое инакомыслие на Украине жестко преследуется, оппозиция запрещена, все русское объявлено враждебным». Далее рассказывается о проведении «декоммунизации», о том, что в армии Украины «широко распространена запрещенная во всем мире символика частей СС» и «широко распространены лозунги «Москаляку на гиляку», «Бей русню», «Смерть москалям», «Хороший русский — мертвый русский».

Затем в параграфе про новые регионы указывается, что «Запад сделал ставку на то, что война может быть выиграна только на поле боя» и что «Западу нужно поражение России», поэтому у России не оставалось других альтернатив: из-за этого провели частичную мобилизацию, а ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области — референдумы «о будущем своей земли», затем были подписаны договоры об их вхождении в состав России. «Буквально с первых дней образования новых российских регионов Россия приступила к их восстановлению», — говорится в учебнике.

Далее рассказывается, что ВСУ использовали собственных граждан «как живой щит», оборудуя «позиции внутри жилых кварталов». «Такая изуверская тактика никогда не применялась раннее на своей территории ни одной армией мира в истории», — подчеркивается в учебнике.

После этого школьникам предлагается сделать из всего описанного выводы, а также отмечается: «Узнавая любую информацию о происходящем на Украине сейчас, помните — мировая индустрия по производству постановочных роликов, выбросов, фейковых фото и видео идет непрерывно, конвейером». Потом школьникам предлагают думать, «почему, зачем и за что» и в чьих интересах все это публикуют «популярные блогеры»».

В Deutsche Welle (внесено минюстом в реестр иноагентов, ссылка — на материал СМИ-иноагента) обратили внимание, что «язык, которым написано пособие, кардинально отличается от принятого в образовательной среде. Это не стремящаяся к суховатому языку фактов научная речь, а скорее взволнованная агитка, которая обращается больше не к историческим реалиям, а эмоциям и чувствам. Все чаще в новом учебнике можно встретить вместо "Россия", "граждане России" и "россияне" — "мы" и "наша страна". Авторы не излагают факты, а взывают и призывают (»Вы уже взрослые, уважаемые старшеклассники!«, "Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей")».

О том же пишет и РБК: «В целом авторы учебника часто прибегают не к изложению материала, а к призывам и прямым обращениям к читателю. Одно из них гласит: «После ухода иностранных компаний многие рынки перед вами открыты. Открыты фантастические возможности для карьеры в бизнесе и собственных стартапов. Не упустите этот шанс. Сегодня Россия — воистину страна возможностей»».

The Moscow Times, опираясь на свои опросы, пишет: «Учителя отмечают, что не применять учебник тем, кому не понравится его содержание, будет непросто. «Увы, уже давно — лет пять как минимум — можно работать только по учебникам, разрешенным министерством. И каждый год из этого списка вычеркивают, как водится, лучшее (из имеющегося), — рассказала The Moscow Times учительница одной из петербургских школ на условиях анонимности. — Берешь учебник не из списка — подставляешься (случайная проверка, жалобы родителей)».

Кандидат исторических наук Олег Петрович-Белкин по просьбе The Moscow Times изучил доступные в Сети фотографии страниц нового учебника и пришел к выводу, что многие факты, приведенные авторами, «либо выдуманы, либо сфальсифицированы». «В целом в учебнике никто не скрывает пропагандистского тона, — заключает Петрович-Белкин. — Там огромное количество цитат Путина, которые ни разу не ставятся под сомнение, какие-то призывы и практические советы, мол, „будьте бдительны, не становитесь жертвами дешевых манипуляций блогеров» — это какое-то пособие по повседневной этике, а не исторический учебник».

«It's strictly business»*

Школьные учебники — это еще и очень большой и сверхвыгодный бизнес. Заказчиком в этом случае выступает государство, тиражи у школьных учебников по определению огромные и регулярные. Монополистические тенденции на рынке издания учебной литературы начали формироваться в России в середине 2010-х годов, и с тех пор они только нарастали. Если в начале этого процесса было несколько издательств со своими линейками, то сейчас все учебники печатаются в одном издательстве — «Просвещение», которое в 2017 году трансформировалось в группу компаний, состоящую из Управляющей компании и трех крупных подразделений: АО «Издательство „Просвещение»», АО «Академия „Просвещение»» и ООО «Торговый Дом „Просвещение-Регион»».

Краткая история этого издательского мега-монополиста выглядит следующим образом.

В 1930 году на базе литературно-издательского отдела Наркомпроса было создано издательство «Учпедгиз». Уже в первый год работы общий тираж его продукции составил 29 миллионов экземпляров. С середины 1930-х годов «Учпедгиз» стал крупнейшим в СССР специализированным издательством учебной и педагогической литературы, а к 1940-м годам там выпускалось 1419 наименований учебников с общим тиражом 125,5 миллионов экземпляров в год.

В 1964 году «Учпедгиз» объединили с издательством Академии педагогических наук и преобразовали в издательство «Просвещение» при Государственном комитете Совета министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

До 1991 года издательство «Просвещение» издавало единые для всей страны учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу для учителей, литературу по внеклассному чтению для учащихся, художественную литературу, методические журналы, различного рода программно-методические издания, печатные наглядные пособия. «Просвещение» снабжало литературой библиотеки всего СССР и для всей многонациональной страны издавало «Детскую энциклопедию». Кроме учебников на русском языке, выпускались и учебники на языках других народностей СССР.

В 1992 году с появлением «Закона об образовании» издательство утратило монополию на выпуск школьных учебников и заметно сократило их выпуск.

В 2005 году издательство было преобразовано в Открытое акционерное общество, в 2010 году внесено в список госкомпаний на приватизацию.

В декабре 2011 года правительством Российской Федерации было принято распоряжение о продаже издательства «Просвещение», оно было выкуплено издательством «Олма медиа групп» Владимира Узуна и Олега Ткача за 2,25 миллиарда рублей.

В 2013–2017 годах председателем совета директоров и владельцем 20% (по другим данным 25%) акций издательства являлся Аркадий Ротенберг. После появления у издательства нового владельца его финансовые показатели существенно улучшились, отмечал РБК. Одна из причин роста финансовых показателей — увеличение государственного заказа. Если в 2011 году, по данным СПАРК-Интерфакс, «Просвещение» выиграло аукционы на 602 миллиона рублей, то в 2013 году — уже на 3,9 миллиарда рублей.

В 2015 году, после принятия «Единого историко-культурного стандарта», в издательстве была подготовлена новая линейка учебников по истории России с 6 по 10 класс, вошедшая в Федеральный перечень.

В 2017 году миллиардер Ротенберг продал свою долю в издательстве. В том же году была проведена трансформация издательства «Просвещение» в группу компаний.

В конце 2018 года Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новый Федеральный перечень учебников, в который были включены 573 учебника издательства «Просвещение», что составляет 42% от общего количества.

В феврале 2019 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Группой компаний «Просвещение» и Госкорпорацией Ростех.

В начале 2020 года группа компаний «Просвещение» поглотила издательство «Российский учебник», ранее принадлежащее компании «Руститанинвест». Доля «Российского учебника» на рынке учебных материалов для общего образования оценивалась примерно в 28%.

18 мая 2021 года принадлежащие государству Сбербанк, ВЭБ РФ и Российский фонд прямых инвестиций получили по 25% акций издательства, которое было оценено в 108 миллиардов рублей.

В марте 2023 года гендиректором группы компаний «Просвещение» назначили вице-президента Газпромбанка Наталью Третьяк.

Издательства, входящие в группу компаний, выпускают 1 118 наименований учебников из Федерального перечня, утвержденного в ноябре 2022 года. Всего в этот федеральный список школьных учебников включено 1700 наименований. Новый единый учебник истории для 10–11 классов средней школы (который состоит из четырех книг) уже внесен в ФПУ.

Послесловие

Создание единого школьного учебника истории, транслирующего идеологию правящего режима, — закономерный этап развития тоталитарного государства. Правящий режим шел к этому все 23 года своего существования. В тоталитарном государстве не может быть свободного общества, и школа служит не для получения образования и нужных в жизни навыков, а для воспитания послушных винтиков государственной машины. Поэтому учебник истории — самой идеологизированной школьной дисциплины — не предусматривает разных мнений и точек зрения, он должен излагать только одну — официальную позицию государства.

Это уже было в истории России, в СССР все школьники учились по одному учебнику, в котором не было места для дискуссии. Правящая верхушка, пришедшая к власти в России на рубеже XX и XXI веков, которая развал СССР воспринимает «крупнейшей геополитической катастрофой», упорно пытается повернуть время вспять и тащит страну в прошлое, в тот самый СССР. Но в прошлое вернуться нельзя, поэтому попытка реванша принимает уродливые, нелепые, карикатурные формы, которые от этого не становятся смешными, так как ломают судьбы и жизни людей, несут разрушение и гибель.

Для тех, кто имеет возможность сравнить обучение в СССР и путинской России времен специальной военной операции, разница очевидна. И она не в пользу сегодняшнего дня. Кроме идеологической накачки и запрета на инакомыслие в концепции обучения истории от РИО и в порожденных ею учебниках царит потрясающее, всеохватное, торжествующее невежество, доходящее до элементарной безграмотности. Все эти доценты, профессора и академики со списанными диссертациями, никем не читаемыми по доброй воле книгами и статьями, отрицающие научные знания и здравый смысл, если называть вещи своими именами, просто глупые, ограниченные, невежественные люди, не гнушающиеся любой подлостью и дорвавшиеся благодаря этому до званий, почестей и денег. Поэтому написанные ими учебники — и не учебники вовсе, а плохо сделанная, наглая, грубая и лживая пропаганда. Заставлять детей учиться по таким учебникам — чудовищное преступление против этих детей и против будущего России.

Конечно, в исторической перспективе этот период будет всего лишь небольшим эпизодом, и время все расставит по своим местам, но вред, причиненный сегодняшнему поколению школьников этими учебниками и этой школой, будет очень сложно исправить. Для его исправления понадобятся годы и годы. В рамках истории это, возможно, небольшая беда, но в рамках жизни отдельных людей это трагедия.

* Цитата из фильма «Крестный отец», где Дон Корлеоне произносит фразу, ставшую популярной поговоркой: It’s not personal. It’s strictly business. («Ничего личного. Это только (строго) бизнес.»).

---------

Впервые опубликовано в «Republic-Власть» 11 августа 2023 года  https://republic.ru/posts/109383


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все видео взяты с американского ресурса Youtube и соответственно признаны отвечающими общепринятым международным нормам информации, разрешенной к распространению Сначала будет два видео об уничтоженной технике, в том числе, с зарубежным репортером, вероятно, тем самым - из Бельгии. Затем ...
В полку современных гомосапиенс прибыло. Теперь и у меня появился свой инстаграм. Ждите от меня утиные губки и то как я хожу в спа салон для получения шоколадного загара. Подписывайтесь, ставьте лайки и прочие непотребства  https://www.instagram.com/starkom47/ ...
Прямые эфиры интересны тем, что в них нередко ваыдаются сведения, которые в обычной ситуации раскрывать бы не стали. Известны случаи, когда на Западе выдавались даже военные тайны. Здесь я приведу свежий приемер с Украины. В запальчивости, представитель "Правого сектора"* сболтнул лишнее ...
...
Приближается праздник 9 мая и властные структуры начинают активизироваться в плане выплаты подачек помощи ветеранам. И вот сейчас прочитал прейскурант социальных выплат, который будет осуществлен в день Победы на Украине. Не буду зачитывать ...