Дюна
kinomehanik_max — 19.09.2021У вас было так?... Что вот вы ждете-ждете кино по любимой книге (и не просто по любимой, а читанной-перечитанной, которую знаете наизусть, с героями которой сроднились напрочь, и которых видите перед собой так ясно, так чётко, так по-настоящему, вот они, живые, стоят перед вами) – и вот кино выходит, и вы идете на это кино… и встречаете именно их. Героев любимой книги из ваших собственных представлений о них. Именно таких, как вы их себе представляете.
Такие случаи редки, на самом деле. Очень редки. И не только потому что режиссеры переосмысливают образы, и не только потому что актеры приносят своё. И не только по тысяче разных причин, включая, в конце концов, индивидуальное восприятие всех читателей.
И уж совсем редки случаи экранизаций, где все герои от а до я – попадают в точку, четко в свои книжные образы.
«Дюна» - одна из них.
Все они. Пол, Джессика, герцог Лето, Дункан Айдахо, Гурни Халлек, Стилгар, барон Харконнен и все остальные – возникают перед тобой во всем своём шекспировском размахе. Шекспир тут не только в драматизме и эпохальности, кстати. «Дюна» - мало того, что потрясающий по своему масштабу религиозный, экологический, политический, экзистенциальный месседж. «Дюна» - это ещё и рассказ о Гамлете, который выжил. И потом повёл за собой легионы Свободных.
Тимоти Шаламе – потрясающе вживается в свою роль. Честно, даже после его феноменальной игры в «Короле» всё равно я немного сомневался – сумеет ли он уловить всю глубину Пола Атрейдеса. Ведь образ Пола – один из самых многослойных, неоднозначных и запредельно сильных в литературе.
Сумел. Не просто сумел. Прожил.
По-настоящему прошёл путь Пола.
И это получилось совершенно замечательно и естественно.
А учитывая, что на нём всё внимание от начала до конца фильма – его задача становилась невероятно сложной.
Но он сумел, сто Шаи-Хулудов мне в глотку.
Он на наших глазах становится тем, кем должен стать.
И отыгрывает самые важные смыслы «Дюны» - о сражении человека с судьбой, о предопределении и свободе выбора, о чести и предательстве.
И весь актерский ансамбль выкладывается по полной.
Да, Джессика у Ребекки Фергюссон получилась мягче, человечнее чем в книге. Да, Гурни Халлек ни разу не сыграл на своей лютне. Да, Льету Кайнзу поменяли пол и цвет - по определенным причинам я приветствую такую метаморфозу персонажа в пику всем недовольным, и считаю, что как для фильма, получилось замечательно.
Это всё нюансы.
В героев веришь, в них влюбляешься, их УЗНАЁШЬ с первого момента их появления на экране. Да, чёрт возьми, это же Дункан Айдахо как живой. Да, это герцог Лето как он есть. Да, это тот же барон Харконнен, от которого мороз по коже у тебя с тех времен, как ты прочитал роман Френка Герберта в ранней юности.
Да, это Пол.
Муад’Диб.
И это – Арракис. Дюна.
Безумно прекрасный магнетический мир.
Как и весь фильм совершенно магнетический.
Я в него нырнул, и плыл, отдавшись на милость света, цвета, звука и сюжета, как Пол с Джессикой внутри орнитоптера во время шторма. Просто – отдаться всему – с головой. И нырнуть… И пусть тебя несет… Под совершенно чумовую музыку маэстро Циммера, который заслужил все музыкальные премии мира. Музыку, которая, является абсолютным симбиозом с визуалом, и создаёт мир Дюны.
И всё это преображает нас.
Пусть на два с половиной часа.
Но преображает и наполняет шелестом песка на Арракисе и шумом дождя на Каладане, и осознанием непередаваемой мощи Вселенной, и того волшебства, которое зовется – Жизнью…
|
</> |