"Дюна" о разнице читательского и зрительского восприятия
majstavitskaja — 19.09.2021Не была фанаткой Дени Вильнёва: люблю "Прибытие", которое уступает "Истории твоей жизни" Тэда Чана, а "Бегущего по лезвию" так и не посмотрела, впрочем, "Мечтают ли андроиды об электроовцах" тоже благополучно не прочла. Но "Дюну" в прошлом году, когда ждали премьеры фильма, отложенной из-за самоизоляции, одолела. И вот, что я вам скажу - кино круче (можете кидать в меня тапками).
Знаю, что у эпопеи Фрэнка Герберта море поклонников, среди которых есть и совершенно одержимые, вспоминается давний сетевой тред, когда не отозвалась узнаванием на "spice", и немедленный вывод собеседника: "Фантастики вы не любите и не знаете". Так вот, люблю, знаю, но некоторые вещи, вроде огромных червей, которые выныривали в культовом фильме Дэвида Линча из-под земли, когда бы ни наткнулась на то кино - они казались такой мерзостью, что тотчас переключала канал. Здесь черви решены иначе. Да, страшны, но в них и величие, не уродливые монстры, а выражение хтонической мощи Арракиса.
А сцена с коробкой боли. Вот ни разу не видела картины полностью, но на этот эпизод бесконечно наталкивалась. Там, помнится, так натуралистично показывалась обугливающаяся рука - брр. В новом фильме страдание Пола Атрейдеса показано игрой Тимоти Шаламе, практически только лицом, и впечатление ничуть не слабее, а того омерзения не испытываешь. Ну. это все частности - мне возразят, тебе вот не нравится в стиле садистской частушки: "мальчик засунул - обуглились кости, долго над шуткой смеялися гости", - а кому другому это в самый раз. Сомневаюсь.
Жизнь не стоит на месте, новое время отмечает новая эстетика: бегемотоподобие барона Харконнена в исполнении Скарсгарда ничуть не менее омерзительно, чем бородавчатая кожа его кинопредшественника, но когда принимался летать тот, это производило впечатление скорее комичное, когда воспаряет чудовищная туша в новом фильме, тебя передергивает от жути и отвращения.
Техника еще - просто космическая разница, боги мои, как хороши стрекозоподобные геликоптеры сегодняшней "Дюны" в сравнении с летающими чемоданами прежнего фильма, какое величие в громадинах карбонов, переносящих драги для добычи меланжа. Как выгодно отличаются щиты в современном исполнении от призматических цилиндров прошлого.
И общая эстетика фильма. Немыслимой красоты пейзажи Дюны. Свое цветовое решение для каждой из планет, остающихся, тем не менее, в рамках пятисот оттенков серого (простите за невольную ассоциацию): темно-серая в черноту Харконненов, графитовая императорская, дымчато-серая Атрейдесов, серо-песочный Арракис. Все монохромно, никакой пестроты. и так восхитительно, что глаз не оторвать.
Ах, ну и главное, роман экранизирован не полностью, рискну предположить, что будет даже не две, а три части. однако оно и к лучшему. Такой замечательный материал в качестве литературного источника заслуживает бережного обращения, которое Дени Вильнев и продемонстрировал.