рейтинг блогов

Дьявольская иконография

топ 100 блогов bizantinum04.07.2011

Если провести опрос среди простого населения на тему «как выглядят бесы»,Дьявольская иконография то большая часть опрошенных наверняка назовёт такие популярные детали диавольского образа, как: рога, копыта, длинный хвост, свиное рыло, клыки, когти и т.д.  Что же до «аксессуаров»,  то здесь видимо будут названы среди прочих вилы (трезубец), кочерга и прочее. Этот образ так прочно въелся в обывательское сознание, что воспринимается, как должное. Одновременно, вся эта атрибутика часто служит инструментом идеологических спекуляций. Так, антенны телевизоров в ультраортодоксальной прессе часто сравниваются с диавольскими рогами. Или, например, к бесовскому трезубцу возводится главная фигура современного герба Украины.

Но если мы обратимся к классической иконописи, то не увидим в изображении диавола, ни рогов, ни копыт, ни чего бы то ни было подобного.

 

Согласно учению Церкви, бесы – это падшие ангелы,  которые вместе с сатаной отпали от Бога. Как ангелы, так и демоны являются бестелесными духами. Таким образом, их изображение в отличие от изображений людей, целиком и полностью символично (даже если эти изображения содержат элементы видений). 

Напомню, что ангелы изображаются в основе своей, как люди, но при этом имеют определенные символические атрибуты, например крылья (отдельно об иконографии ангелов мы поговорим в одном из следующих материалов). Точно так же классическая иконография изображает и бесов: они имеют вид людей, они крылаты. А вот дальше идёт конкретное различие.

Ангелы светлы. Бесы же пишутся темными, как лишенные духовного света (здесь стоит упомянуть, что в древних патериках внешний вид демонов всегда прочно ассоциируется с темнокожестью:  «черны, как эфиопы», что не очень порадовало бы современных поборников политкорректности).

Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, поскольку «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнаженными изображаются и Прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае, это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).

Дьявольская иконография
Минологий императора Василия II.
Константинополь. 979-989

Ангелы, всегда благообразны, их волосы убраны. У демонов, наоборот, волосы всколочены, тела иногда, покрыты волосами, или даже шерстью (а в редких случаях может присутствовать нечто, в роде маленького хвоста).

И, пожалуй, наиболее характерное для классической иконографии отличие бесов от ангелов, это их размер. Бесы практически никогда не изображаются одного роста с человеком. Они всегда мельче. Этот символ тоже довольно легко читаем: демоны бессильны сами по себе, они по замечанию прп.Иоанна Дамаскина «не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому либо, если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его Домостроительства».

Дьявольская иконография
Лествица. Синай. XII век.

Как видим, в христианской иконографии бесы были в буквальном смысле «непривлекательными», они действительно не привлекали внимания. Они были неинтересными. И место для их изображений тоже было довольно определённым – задворки, они  всегда маргинальны также в буквальном смысле и этого слова: их образы встречаются только житийных клеймах, в иллюстрациях Писания и т.д. Присутствие бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже сравнительно позднего периода (например, икона «Мученица Марина, побивающая беса»).

Конечно, народное творчество проникало и в иконопись, различные провинциальные школы могли «оразнообразить» блеклый образ нечистой силы. Но основное русло древней традиции всегда корректировало эти тенденции на христианском Востоке.

А вот на Западе, особенно после отпадения Западной Церкви от Православия, фольклорные тенденции стали своеобразно развиваться. Демонские образы стали содержательней и разнообразней. Крылья, ранее ни чем, кроме темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми, всколоченные волосы преобразуются в рога, лица приобретают звериные черты.  

Дьявольская иконография
Михаэл Пахер. "Блаженный Августин и сатана". Германия. XV век.

Руки и ноги преобразовываются в чудовищные лапы. Люди начинают наделять бесов элементами своих ночных кошмаров, плодами неуемной ни чем не сдержанной фантазии (стоит ли напоминать, различие восточного и западного аскетических подходов к видениям и воображению?). Бесы остаются всё также отвратительными, но при этом становятся интересными. Как часто, в готической иконописи можно встретить рядом обычный не столь выразительный образ святого и тут же, потрясающий своим уродством, с тысячей мельчайших подробностей образ демона. Эта тенденция развивается вплоть до эпохи Возрождения, чтобы в полотнах Брейгеля, Босха и др. получить наибольшую выразительность, поражающую людей даже в наш век, который, казалось бы, трудно чем-то удивить.

Дьявольская иконография
Иероним Босх. "Ад". Деталь картины "Сад земных наслаждений"

А дальше, образ диавола стал вполне логично эволюционировать от интересного, к привлекательному,  от привлекательного – к романтическому. И вот уже наш отечественный художник Михаил Врубель  создает целую серию работ, посвященных своему «демону», чей образ в трактовке художника обольстительно привлекателен и по замыслу даже должен вызывать сочувствие…

Дьявольская иконография
"Чудо Феодора Тирона". Россия. XVII век.

Православная иконопись держалась довольно долго, хотя западные элементы проникали и в восточную иконографию. Но после падения Византии, после того, как систематическая духовная образованность сменилась начетничеством, «бесопривлекательность» проникла и к нам. Многие иконописные схемы сохранились, но стали обрастать известными «подробностями». Принципиальная традиционность православия все-таки не позволила в целом этому явлению выйти за известные рамки.

Но, увы, наше время эту направленность не переломило. «Бесопривлекательность» проникла в церковную и околоцерковную литературу. Книги об антихристе, о «загробных видениях», о явлениях бесов заполонили книжные полки и сознание многих православных. Иконопись не остается в стороне  и отражает, как в зеркале эту тенденцию bizantinum.livejournal.com/19721.html. Конечно, христианин должен знать о демонских кознях, но должен же быть какой-то приоритет. Как мы видим, увлеченность «бесовской темой» к добру не приводит. Так не пора ли вернуть демонов из нашего сознания туда, где им всегда было место – на задворки?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Возвращаясь к моим Прогнозам 2010-2020 , с которыми можно ознакомится здесь   Был дан Прогноз ,что вторая волна кризиса настанет на стыке 2010-2011 годов.  Причиной был указан Кризис коммерческой недвижимости  . И хотя коммерческая ...
Я всегда выписывала книги из Испании через Casa del libro. Делала заказ в интернете, а через недельку или две получала посылку на почте. Вот и в этот раз я решила не морочиться с посылками или провозом книг в багаже (с перевесом они бы стали золотыми), а ...
Складывается ощущение, что водяное перемирие оппозиции и сторонников власти, возникшее в результате трагедии в Крымске, закончилось. Не перешло в другую стадию, потому что всем понятно, что единение ради одной проблемы - это нормально, ...
Семейная парочка, пардон, квартет! Сестры-двойняшки Вики и Валерия женаты на одном и том же мужчинке - Джо, который кроме них женат еще и на их кузине - Алине. Только стоп, дерьмом, пардон, не кидайтесь: они живут в Солт-Лейк Сити. До кого не ...
Я недостаточно компетентна, чтобы согласиться полностью или дискутировать на эту тему, но мне кажется, не так все просто и люди внесли таки вклад в изменение климата. Миллионы машин на дорогах, выпускающие круглосуточно по всему миру тонны выхлопных газов в атмосферу привели к изменениях ...