Дьявольская иконография
bizantinum — 04.07.2011Если провести опрос среди простого населения на тему «как выглядят бесы», то большая часть опрошенных наверняка назовёт такие популярные детали диавольского образа, как: рога, копыта, длинный хвост, свиное рыло, клыки, когти и т.д. Что же до «аксессуаров», то здесь видимо будут названы среди прочих вилы (трезубец), кочерга и прочее. Этот образ так прочно въелся в обывательское сознание, что воспринимается, как должное. Одновременно, вся эта атрибутика часто служит инструментом идеологических спекуляций. Так, антенны телевизоров в ультраортодоксальной прессе часто сравниваются с диавольскими рогами. Или, например, к бесовскому трезубцу возводится главная фигура современного герба Украины.
Но если мы обратимся к классической
иконописи, то не увидим в изображении диавола, ни рогов, ни копыт,
ни чего бы то ни было подобного.
Согласно учению Церкви, бесы – это падшие ангелы, которые вместе с сатаной отпали от Бога. Как ангелы, так и демоны являются бестелесными духами. Таким образом, их изображение в отличие от изображений людей, целиком и полностью символично (даже если эти изображения содержат элементы видений).
Напомню, что ангелы изображаются в основе своей, как люди, но при этом имеют определенные символические атрибуты, например крылья (отдельно об иконографии ангелов мы поговорим в одном из следующих материалов). Точно так же классическая иконография изображает и бесов: они имеют вид людей, они крылаты. А вот дальше идёт конкретное различие.
Ангелы светлы. Бесы же пишутся темными, как лишенные духовного света (здесь стоит упомянуть, что в древних патериках внешний вид демонов всегда прочно ассоциируется с темнокожестью: «черны, как эфиопы», что не очень порадовало бы современных поборников политкорректности).
Ангелы на иконах облачены в роскошные
одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю
Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, поскольку «обнажены от
всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте,
поскольку обнаженными изображаются и Прародители Адам и Ева в
Эдеме, но в этом случае, это означает невинность и чистоту помыслов
до грехопадения).
Минологий императора Василия II.
Константинополь.
979-989
Ангелы, всегда благообразны, их волосы
убраны. У демонов, наоборот, волосы всколочены, тела иногда,
покрыты волосами, или даже шерстью (а в редких случаях может
присутствовать нечто, в роде маленького хвоста).
И, пожалуй, наиболее характерное для
классической иконографии отличие бесов от ангелов, это их размер.
Бесы практически никогда не изображаются одного роста с человеком.
Они всегда мельче. Этот символ тоже довольно легко читаем: демоны
бессильны сами по себе, они по замечанию прп.Иоанна Дамаскина «не
имеют ни власти, ни силы в отношении к кому либо, если не получают
позволения от Бога для осуществления целей Его
Домостроительства».
Лествица. Синай. XII век.
Как видим, в христианской иконографии бесы были в буквальном
смысле «непривлекательными», они действительно не привлекали
внимания. Они были неинтересными. И место для их изображений тоже
было довольно определённым – задворки, они всегда маргинальны
также в буквальном смысле и этого слова: их образы встречаются
только житийных клеймах, в иллюстрациях Писания и т.д. Присутствие
бесов в моленных иконах было решительно невозможно, это явление уже
сравнительно позднего периода (например, икона «Мученица Марина,
побивающая беса»).
Конечно, народное творчество проникало и в иконопись, различные провинциальные школы могли «оразнообразить» блеклый образ нечистой силы. Но основное русло древней традиции всегда корректировало эти тенденции на христианском Востоке.
А вот на Западе, особенно после
отпадения Западной Церкви от Православия, фольклорные тенденции
стали своеобразно развиваться. Демонские образы стали
содержательней и разнообразней. Крылья, ранее ни чем, кроме
темноты, не отличавшиеся от ангельских, становятся перепончатыми,
всколоченные волосы преобразуются в рога, лица приобретают звериные
черты.
Михаэл Пахер. "Блаженный Августин и сатана". Германия. XV
век.
Руки и ноги преобразовываются в чудовищные лапы. Люди начинают
наделять бесов элементами своих ночных кошмаров, плодами неуемной
ни чем не сдержанной фантазии (стоит ли напоминать, различие
восточного и западного аскетических подходов к видениям и
воображению?). Бесы остаются всё также отвратительными, но при этом
становятся интересными. Как часто, в готической
иконописи можно встретить рядом обычный не столь выразительный
образ святого и тут же, потрясающий своим уродством, с тысячей
мельчайших подробностей образ демона. Эта тенденция развивается
вплоть до эпохи Возрождения, чтобы в полотнах Брейгеля, Босха и др.
получить наибольшую выразительность, поражающую людей даже в наш
век, который, казалось бы, трудно чем-то удивить.
Иероним Босх. "Ад". Деталь картины "Сад земных
наслаждений"
А дальше, образ диавола стал вполне
логично эволюционировать от интересного, к привлекательному,
от привлекательного – к романтическому. И вот уже наш
отечественный художник Михаил Врубель создает целую серию
работ, посвященных своему «демону», чей образ в трактовке художника
обольстительно привлекателен и по замыслу даже должен вызывать
сочувствие…
"Чудо Феодора Тирона". Россия. XVII
век.
Православная иконопись держалась довольно долго, хотя западные элементы проникали и в восточную иконографию. Но после падения Византии, после того, как систематическая духовная образованность сменилась начетничеством, «бесопривлекательность» проникла и к нам. Многие иконописные схемы сохранились, но стали обрастать известными «подробностями». Принципиальная традиционность православия все-таки не позволила в целом этому явлению выйти за известные рамки.
Но, увы, наше время эту направленность
не переломило. «Бесопривлекательность» проникла в церковную и
околоцерковную литературу. Книги об антихристе, о «загробных
видениях», о явлениях бесов заполонили книжные полки и сознание
многих православных. Иконопись не остается в стороне и
отражает, как в зеркале эту тенденцию bizantinum.livejournal.com/19721.html.
Конечно, христианин должен знать о демонских кознях, но должен же
быть какой-то приоритет. Как мы видим, увлеченность «бесовской
темой» к добру не приводит. Так не пора ли вернуть демонов из
нашего сознания туда, где им всегда было место – на
задворки?
|
</> |