Дворец Херренкимзее Людвига II Баварского. Самые дорогие интерьеры XIX
n_dank — 21.01.2024 С 1881 года король Людвиг II (1845–1886) ежегодно с 29 сентября по 8 октября посещал остров для осмотра построек дворца. В первые годы он останавливался в старом дворце, последние два года Людвиг II жил в готовых апартаментах нового дворца Херренкимзее. В общей сложности пребывание короля в новом дворце ограничилось двадцатью днями, точнее, ночами, поскольку король вёл преимущественно ночной образ жизни. Кумиром Людвига II Баварского, называвшего себя «Лунным королем» (Mondkönig), был французский монарх Людовик XIV. «Король-Солнце».Художник Gabriel Schachinger (1850–912).
Людвиг II Баварский. Картина на основе портрета, выполненного Шахингером. Портрет был завершен в 1887 году (уже после гибели короля), он выполнен на французский манер: Людвиг II в мантии Великого магистра ордена Святого Георгия. Картина находится в музее Херренкимзее.
Парадный портрет короля-солнце украшает зал Salle du Conseil
6. Salle du Conseil Зал совещаний
Перед письменным столом с синей бархатной скатертью, богато украшенной золотым шитьём, находится массивное кресло с высокой золоченой резной спинкой, увенчанной королевской короной. Над креслом — портрет Людовика XIV в натуральную величину. Может показаться, что это копия, известного парадного портрета Людовика XIV в коронационном одеянии (Лувр/Версаль) работы Гиацинта Риго. Однако, Людовик XIV на этом портрете лет на тридцать моложе. По возрасту французский король на парадном портрете под стать самому Людвигу II Баварскому.
Фото © Friederike Neumаyer Справа: портрет Людовика XIV (ок. 1700-1701)
Слева: Людовик XIV на копии парадного портрета во дворце Херренкимзее.
Справа: Жан Гарнье. Аллегория Людовика XIV, покровителя искусств и наук (1672). Можно сравнить относительно возраста.
Eduard Schwoiser (1826–1902) не менее блестяще выполнил роспись потолка этого зала, длиной 14 метров и шириной 15 метров. Швойзер изображает собравшихся на Олимпе богов и богинь: Меркурий ниспосылается «чтобы принести хорошие новости», Флора бросает цветы, Фортуна изливает свой рог изобилия и вручает корону королю, Меркурий как посланник устремляется с небес, чтобы передать королю Людвигу II решение, которым боги хотят одобрить и благословить его правление (такую интерпретацию представляет в своем описании Lampert).
Консоли напротив стола были украшены мраморными статуэтками Минервы и Меркурия. У центрального окна находились огромные великолепные французские часы с боем высотой более 2 метров. Каждый час статуэтка Людовика XIV появлялась из ниши, придворные церемониально кланялись, затем ниша снова закрывлась.
© zvab.com Фото ок. 1902 года (портьеры на дверях Парадной спальни окрашены ошибочно в синий цвет — там, в глубине, не забывайте, что это всё-таки не цветная фотография).
Портьеры на окнах с золотыми бурбонскими лилиями, насколько помню, сохранились, но не на дверях. Вероятно, портьеры на дверях сняты из-за проводимых во дворце экскурсий, самое логичное объяснение было бы.
Ещё раз повторю схему.
7. Grande Gallerie
Из зала Salle du Conseil можно попасть в знаменитую Зеркальную галерею, созданную по образцу Зеркальной галереи в Версале.
Большая Зеркальная галерея дворца Херренкимзее превосходит оригинал не только по длине, но и по гораздо более богатой золотой лепнине и люстрам. Галерея без двух угловых салонов имеет длину 75 м, ширину 11 м и высоту 12½ м. Зеркальная галерея гармонично ограничена с севера «Залом войны», а с юга — «Залом мира». Оба угловых зала/салона имеют одинаковый размер — 10½ метра в длину и 10½ метра в ширину — и схожи по планировке. Гигантский зал Зеркальной галереи дворца Херренкимзее с двумя примыкающими к нему салонами занимает всю длину центрального фасада здания, т. е. длину 103 м.
Через 23 высоких арочных окна открывается чарующий вид на сады, фонтаны и озеро. На сводчатом потолке 9 больших и 18 маленьких живописных плафонов, всесторонне представляющих историю Людовика XIV. Плафоны украшены позолоченной скульптурой. Напротив окон размещены 23 зеркала — трехсекционные зеркальные панели из матового стекла высотой 10 м. Окна и зеркальные панели отделены друг от друга 24 пилястрами из королевского мрамора красного цвета (Rouge-royal-Marmor). Потолок и стены украшены копиями картинам из Версальской галереи, выполненными Пилоти, Виттманом, Хаушильдом и Швайзером (Piloty, Wittmann, Hauschild und Schwoiser). В центре композиции находится копия картины «Le Roi gouverne par lui-même».
Фото © какой-то китайский сайт(?) Зеркальная галерея дворца Херренкимзее.
Galerie des Glaces — самый известный интерьер Большого Версальского дворца. Галерея имеет длину 73 метра, ширину 10,5 и высоту до замка свода 12,3 метра. Росписи сводов, лепной декор и идея оформления противоположной от окон стены зеркалами принадлежат придворному живописцу Лебрену. Семнадцать высоких арочных окон отражаются в расположенных на противоположной стене таких же арочных зеркалах (набранных из отдельных секций).
Версаль
Рассмотреть что-либо из росписей, выполненных самыми знаменитыми мастерами XIX столетия, в галерее во дворце Херренкимзее не представляется возможным, но можно обратиться к сюжету первоисточника:
Charles Le Brun «Le Roi gouverne par lui-même» (1661). Версаль. Фото © википедия
Король восседает на своем троне, держа в правой руке государственный руль. Рядом с королем три Грации символизируют дары, которыми наградили его Небеса. Лицо короля отражается на щите Минервы: таким образом, Лебрен умело связал символ Благоразумия (зеркало) с богиней-покровительницей этой добродетели, Минервой, которая в более общем смысле представляет королевскую Мудрость. Вокруг трона, на переднем плане, Амуры изображают Гениев развлечений: они музицируют, играют в карты, шахматы, веселятся театральными масками, символизируя удовольствия, которым предался король, когда решил взять бразды правления государством в свои руки. Слева с синем одеянии с золотыми бурбонскими лилиями изображена Франция, держащая в правой руке оливковую ветвь, символ мира, и опирающаяся на фасцию, символизирующую царившую в королевстве справедливость. Симметричный сюжет — аллегории стран.
Окна когда-то были занавешены белыми шторами.
Зеркальная галерея дворца Херренкимзее. Фото ок. 1890
На фото 1890 года видны скамейки, покрытые синим бархатом, расшитым золотыми французскими лилиями. Мраморные бюсты римских императоров, начиная с северной стороны у окон: Цезарь, Веспасиан, Тит, Луций Вер. Зеркальная сторона: Вителлий, Коммод, Антонин Пий, Адриан. В четырех нишах и на боковых стенах — мраморные статуи, высеченные по античному образцу: муза астрономии Урания, весталка, книдская Афродита, созданная Праксителем, Венера Арльская, Артемида Эфесская и ее жрица, Германик, Вакх.
Слева: оловянная ваза покрытая серебром. Справа: Foto DPA
В оконных нишах стоят позолоченные бронзовые вазоны, каждая из которых предназначена для апельсинового дерева. Литые оловянные вазы покрыты серебром (единственное появление серебра в замке). Покрытые серебром вазы и огромные бронзовые вазоны можно разглядеть на официальной фотографии, опубликованной в немецких СМИ, спасибо немецким политикам.
Luise von Kobell (1898) рассказывала историю про апельсин. Во время визитов царя апельсиновые деревья, поставленные по его желанию, демонстрировались в великолепных бронзовых вазонах. Когда Людвиг II захотел сорвать один из апельсинов, вместо стебля он увидел металлическую проволоку, искусно соединявшую ветку и плод. «Головокружительное разочарование» и гнев — и золотой плод полетел в стену. К счастью, король не обнаружил корень, который был сильно срезан, чтобы разместить растение в вазе, иначе дерево полетело бы вслед за плодом.
Гигантский золотой зал производиn феерическое впечатление при дневном свете, но он бы несомненно поразил воображение при зажженных свечах. 8 настенных бра, 52 канделябра, 35 люстр, все из позолоченной бронзы, каждый из светильников сам по себе является произведением искусства. 2500 свечей, освещающих зал морем света. При полном освещении всех залов горело 5000 свечей. Можно представить себе лес и тихий ночной парк, озеро, освещенное отблеском струящегося из окон сияния. (Q. Johann Nepomuk Augsburg, 1886)
По данным из описания Luise von Kobell (1898): Количество восковых свечей в галерее за десять лет слегка уменьшилось: 2188 в 33 люстрах и 22 канделябрах.
Большая часть Зеркальной галереи была скопирована в Версале, и задуманное получилось выше всяких похвал, но в Херренкимзее отсутствовала яркая жизнь придворного общества, оживлявшая Galerie des Glaces при Людовике XIV. В Версале можно было увидеть знаменитых французских классиков Пьера Корнеля и Жана де Лафонтена, которому в баснях дозволялось говорить чуть больше, чем остальным, Буало и Расина, прославлявших Короля-Солнце, гениального Мольера, Франсуа де ла Шеза — духовного наставника и исповедника Людовика XIV, знаменитого придворного портретиста Риго, всех принцев, принцесс и королеву Марию Терезию. При Людовике XV Galerie des Glaces посещали де Бомарше, который в своём «Севильском цирюльнике» критиковал разложение высшего света, Трюмо, в честь которого были названы зеркала, столы и вышивки, мастер высказываний Ларошфуко, блистательный Вольтер, непревзойденный Буше, очаровательная мадам де Помпадур, королева Мария Лещинская, преподваваший музыку Марии-Ануанетте немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк, преподававший пение Никколо Пиччини и сама дофина Мария-Антуанетта — ах, эти прекрасные старые зеркала Версальского дворца!
Людвиг II обращался к ним лишь как к воображаемым собеседникам, они появлялись и исчезали по воле его ночных фантазий. Отблеск свечей в зеркалах, гулкость шагов в пустых залах дворца: «das ist mir meine liebste Gesellschaft, sie kommt und verschwindet, wann ich will». «Лунный король»
8. Спальня
Фото Dieter Warnick (?)
Квадратная комната длиной и шириной 9 ½ метра. Спальня Людвига II похожа на парадную опочивальню, но меньше и уютнее: кровать на возвышении покрыта покрывалом из синего бархата, расшитым золотыми звездами. Балдахин из синего бархата с золотым позументом и цветочным орнаментом, внутреннюю сторону балдахина украшает роскошная вышивка: голубь на фоне солнечных лучей. И в этой спальне позолоченная балюстрада отделяет комнату, в которой находится кровать, балюстрада просто потрясающей тонкости работы (не знаю, из чего изготовлены эти оплетающие балюстраду цветы, хотелось бы разглядеть).
Спальня оформлена в синих тонах с золотом и точно так же прославляет Людовика XIV: бюст, часы, позолоченная конная статуя Людовика XIV, картины. Справа от кровати стоит молитвенный стул с изображением святого Губерта, на нем закреплена с купель со святой водой, чуть выше находится фарфоровая картина: Распятие Христа. Витиеватая золотая вышивка на мебели и портьерах (Alkens), позолоченные мифологические фигуры на потолке. Над кроватью вышивка шёлком: Людовик XIV торжествует над пороками. Изголовье кровати в форме сияющего солнца. В изножье кровати изображен «Туалет Венеры», вырезанный из цельного куска дерева, по сторонам — Амур и Психея. Резьба восхитительна! Luise von Kobell (1898), впрочем, сожалеет, что позолота несколько повлияла на изящество, на тонкость работы этой великолепной композиции (Perron, и спинка в Парадной спальне тоже его работы).
На этой кровати король спал всего двадцать раз, последний раз 10 и 11 октября 1885 года.
Фото © ddb
В описаниях XIX столетия, упоминается дорогое брюссельское кружево над умывальником (над туалетным столиком) и предметы туалета из мейсенского фарфора.
Фото © ddb
На старой фотографии можно разглядеть позолоченную конную статую на камине. Кружева. И инкрустацию пола.
В спальне Людвига II Баварскому во дворце Херренкимзее можно увидеть этот синий шар-светильник.
«Лунный король» пожелал осветить спальню лучами синего света, как в гроте замка Линдерхоф. Осветителю Синего грота Отто Штёгеру (Otto Stöger) было поручено создание этого лунного светильника из синего стекла. Казалось бы, простая задача. Полый шар из голубого стекла прикрепляли к искусно вырезанной деревянной подставке высотой более полутора метров, в шар помещали толстую восковую свечу — и ночник готов. Но король выразил своё крайнее недовольствие. Свет не синий, а мерцающий ослепительно белым сквозь тонкое синее стекло.
Пришлось долго экспериментировать и вносить коррективы: стеклянный шар утолщался к экватору, восковая свеча становилась тоньше, стенки были подкрашены Anilinblau (анилиновой синькой?), чернила закреплены при помощи Siccativ.
На этот раз Колумбово яйцо было найдено, король остался доволен, равномерный интенсивный синий цвет залил королевскую спальню.
Про «Грот Венеры» или «Синий Грот» читайте здесь: https://n-dank.livejournal.com/187928.html
В зависимости от освещения король Людвиг II хотел видеть себя либо в освещенном красным светом гроте Венеры из оперы Вагнера «Тангейзер», либо в Голубом гроте на острове Капри («Гротта-Аззурра»).
Подставка для благовоний и расшитые портьеры. Фото © ddb Фотограф Lala Aufsberg (1907–1976)
Есть ещё о чем рассказать, но пока так. О фарфоровой люстре в столовой здесь: https://n-dank.livejournal.com/56818.html
Несмотря на свою новизну представленных предметов и интерьеров, они были призваны исследовать и продемонстрировать искусство прошлого.
P.S.
Всё-таки запишу. Кружево с туалетного столика давно убрали, честно признаться, меня удивила кружевная накидка на мужском туалетном стлике.
Der Bazar 1882
Дворец Херренкимзее Людвига II Баварского. Самые дорогие интерьеры XIX столетия. Часть I.
|
</> |