Две стороны одного забора или еще одна жертва Второй Интифады.
plot — 27.06.2013 Я выезжаю из своей деревни и вместо привычной дороги в сторну моря , поворачиваю налево, на восток. Полтора километра - и упираюсь в забор. Стена .безопасности
Чуть дальше в нескольких десятках метрах - деревня Месха.
Это трасса номер 505. До появления Транс-Самарийского шоссе - она являлась главной дорогой к Ариэлю , Шхему и другим городкам и деревням . Ежедневно по ней проезжали многие тысячи машин: еврейских и арабских. В выходные число машин увеличивалось на порядок и вся дорога от Рош-Айна до Баркана превращалась в громадную пробку. Евреи из центра ездили в эти две арабские деревни : Бидия и Месха за дешевой плиткой, мебелью, мясом. Между делом кушали в тамошних ресторанчиках. Израильские полицейские ходили и раздавали штрафы за неправильную парковку. Арабские торговцы со всей Самарии платили немалые деньги за аренду лавок, потому что прекрасно знали: все окупится многократно. Все было здорово. Мир, дружба , торговля.
Потом пришел октябрь 2000 года. Вторая интифада. Вначале в деревнях прошли беспорядки , с киданием камней ( надо сказать что почти всех своих еврейских знакомых арабские торговцы обзванивали перед этим и просили не приезжать во избежание проблем). Hо жителям Баркана и Ариэля надо было как-то добираться домой и на работу и их конвоировали армейские джипы . Потом парень из Ашдода заехал в гараж в Бидии и был убит. До сих пор арабы уверяют что убийство произошло не националистической почве, выдвигая самые различные версии. Как бы то ни было - деревни решли закрыть. В пожарном порядке открыли 5-е, обьездное шоссе. Оно было еще не полностью готово, без освещения, неудобное . Но главное - не шло по арабским деревням. А вьезды в деревни, и с восточной и с западной стороны, засыпали высокими горами земли. Чтобы евреи не делали глупости и не рисковали получить пулю.
У самих жителей оставался еще выезд на юг. Узкая, временами перекрываемая дорога под израильской трассой
Такой эту дорогу видят евреи, которые возвращаются из Ариэля.
Это было неудобно: крюк километров в 25, но онa былa. А торговли не было. Некому было продавать. Лавки стали закрываться одна за другой. Пришлые с других деревен исчезали. Арабы звонили своим старым израильским клиентам и, чуть не плача в телефон , просили как-то посодействовать с бизнесом. Обещали полную безопастность " только вернитесь". Как они сейчас рассказывают - самыми страшными были 2001-2004 годы. Все закрыто, заказов нет. И они целыми днями ходили из одной лавки друг к другу - игрались в шеш-беш. Потом стало чуть легче: армейцы сквозь пальцы стали смотреть на вереницы палестинских грузовиков из которых выгружали мебель, чтобы снова загрузить ее в грузовики, но уже с израилькими номерами. Продукция шла полным ходом в арабские деревни в пределех Зеленой Черты. Продукция и деньги на первичную раскрутку бизнеса. Потом гору земли с восточной стороны убрали, поставили предупреждающие плакаты со шлагбаумом
и стало можно заезжать в деревни. Гора щебня на западном вьезде превратилась в Израильский забор безопасности. Потом Израиль прервал практически все коммерческие связи с Газой и всю мебель, которую израильские торговцы брали там, стали изготавливать в Самарии. Инфраструктура уже была, оставалось ее только расширить. Из израильской Мекки дешевых товаров, деревни превратились в центр изготовления мебели. Кустарные мастерские разрослись до заводов с десятками рабочих и новым оборудованием.
Но только производства. Покупатели - евреи туда так и не вернулись. Торговцы - приезжают.
Осталось очень много старых вывесок, напоминающих о былом . Номера мобильных телефонов еще шестизначные. Таких в Израиле уже давно не встретить
Тут был неплохой ресторанчик.
А тут - один из самых больших магазинов керамической плитки.
Он выжил, но захирел.
Фотографии делались в выходной. 13 лет назад, летом 2000-го тут машину негде было припарковать.
Старую обьездную дорогу в Бидии собираются расширять. Пока вкопали посреди нее столбы каждые несколько десятков метров.
Это ряд магазинов которые, как считалось в прошлом тысячетелетии, имели лучшее расположение - первые по дороге за покупками. В таком виде они стоят уже ногие годы.
Осталось и вполне дружелюбное отношение по отношению к израильтянам - не сравнить с тем, что можно встретить в Бейте, не говоря уже о Шхеме. Там очень многие неплохо знаю иврит и бойко на нем болтают. Есть и такие, что до сих пор помнят русский.
Напоследок я подьехал кo второй стороне забора, с фотографии которого начиналась поездка.
Гора земли и камней - это то, с что в спешке насыпали осенью 2000-го.
Чуть дальше - новый район Эльканы - еврейского религиозного поселения.
Клиенты рядом - рукой подать. Но за забором.