Две премьеры

Если бы итальянский композитор Пуччини (1858-1924) знал, как 17 октября 1896 года в Петербурге бешено зашикивали и засвистывали
премьерный показ пьесы русского писателя Чехова, может, это его хоть чуть утешило бы.
Когда его опера "Мадам Баттерфляй" с треском провалилась на первом представлении 17 февраля 1904 года...


В 2009 году на территории замка Сфорца в Милане установили скульптуру "That’s Butterfly" - "Это Баттерфляй".
То, что скульптура появилась в Милане, неудивительно,
ведь премьера оперы "Мадам Баттерфляй" была в главном оперном театре страны - в миланском Ла Скала.
Пуччини и в мыслях не держал, чтобы его "Мадам Баттерфляй" впервые прозвучала бы где-нибудь кроме Ла Скала.
Но и никак не ожидал такого приёма...
17 февраля 1904 года в Ла Скала была премьера "Мадам Баттерфляй", которая искушённой публике не понравилась.
Хотя состав исполнителей был первоклассным.
Но недовольная публика свистела, топала, кричала, мычала и даже кукарекала.
Миланские газеты наутро тоже не церемонились с композитором и все как один писали о громком провале.
Растерянный и абсолютно подавленный Пуччини отменил второе представление в Ла Скала,
хотя это стоило ему немалой неустойки.
Три месяца вносил коррективы, сделал из двух актов три и в мае того же 1904 года в оперном театре в итальянском городе Брешиа оперу ждал бешеный успех.
Публика аплодировала и рыдала от восторга.
И никогда и нигде больше "Мадам Баттерфляй" не проваливалась...
Чайка
Так было и с чеховской "Чайкой".
17 октября 1896 года состоялась премьера "Чайки" на сцене Александринского театра в Петербурге.
В роли Нины Заречной была великолепная Вера Комиссаржевская

Да и вся труппа состояла из лучших тогдашних актёров Петербурга.
Но пьеса, в которой по определению Чехова - "пять пудов любви", с треском провалилась.
"Пьеса шлёпнулась", - напишет Чехов в письме сестре Марии Павловне.
Недовольная публика ждала комедии, и, не увидев комедии, шикала, свистела,
отпускала колкие реплики в адрес пьесы и автора.
"Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти и я - по законам физики - пулей вылетел из Петербурга, как бомба"...
Чехов даже зарёкся тогда никогда больше не писать пьес...
Но Станиславский с Немировичем –Данченко уговорят его – чтобы Чехов согласился на постановку на сцене МХТ.
Чехов согласился.
Но сам на премьеру не поехал. Он был в Ялте в связи с обострением туберкулёза.
Все его близкие боялись очередного провала: могло ухудшиться состояние больного.
В Москве
17 декабря 1898 года состоялся премьерный показ "Чайки" на сцене МХТ (МХАТ - с 1919го).
Начало не предвещало ничего хорошего.
Публика хмыкала, хихикала, на монологе Нины ("Люди,львы, орлы и куропатки..") несколько человек демонстративно покинули зал.
Но постепенно публика затихала. И первый акт закончился при гробовом молчании зала.
И вдруг после долгой паузы начались бешеные аплодисменты и восторженный рёв.
И так – от акта к акту. Успех был безоговорочным.
Публика аплодировала неистово и без конца требовала актёров на поклоны.
"Занавес давали 14 раз" - телеграфировал Станиславский Чехову в Ялту.
Чехов с артистами МХТ, фотограф Пётр Павлов, 1899:

А в 1902 году театр получил новое здание в Камергерском переулке,
которое реконструировал Фёдор Осипович (1859-1926).
Он же сделал тогда и занавес раздвижной (взамен поднимающегося) – с постоянной эмблемой – летящая чайка.

А когда МХАТ разделился – на "имени Чехова" и "имени Горького",
то на обоих занавесах постоянная эмблема – чайка - осталась, вот как в театре "им. Горького":

p/s/ Говорят, сейчас каждый вечер на театральных подмостках мировых театров идёт не меньше 40 "Чаек".
В разных ипостасях, включая авангардный балет.
Фото 2009-го скульптуры Баттерфляй в замке В. Златомрежев, коллаж мой
Занавес и фото – из своб. источникв Сети
|
</> |