Две женских судьбы

топ 100 блогов sergeytsvetkov26.10.2020

Однажды казачья семья Новицких косила за Иртышом сено. На косцов набежали барантачи* и захватили казачку, которую и увезли в степь. Казачка была выдана замуж за киргиза. Дома, в русском поселке, у нее остались муж и дети. В степи она безотлучно прожила 30 лет. За это время у нее родились дети, и умер муж — киргиз. Первый же муж, казак, вступил во второй брак и от этого брака имел детей.

* Баранта — (тюрко татарск.) поход, набег, в особен. часто у киргиз; теперь значит грабеж, на который отправляются барантачи (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Н. Г. Катанаев. Сибирские казачки-бабы. 1909
Н. Г. Катанаев. Сибирские казачки-бабы. 1909

Между тем, за эти 30 лет произошло некоторое замирение степи. Для русских появилась возможность беспрепятственно проникать вглубь степи. Для розыска русских, захваченных в разное время киргизами (прим., так раньше называли казахов), в степь были направлены казачьи разъезды.

Один из таких разъездов подъехал к киргизскому аулу. Старший из казаков вошел в юрту и увидел здесь старуху-киргизку, качавшую ребенка. Казак достал из своей сумки кусок хлеба и начал закусывать. Тогда старуха обратилась к казаку с просьбой на русском языке:

— Дай-ка мне русского хлебца!

— Разве ты русская? — спросил казак.

Старуха рассказала, как ее увезли с сенокоса, и выразила непременное желание умереть на русской стороне. Казаки взяли ее с собой. Дочери, родившиеся от казачки в степи, не хотели было отпускать мать, но она заявила о своем твердом решении уйти к русским.

Прибыв в родной поселок, киргизка-казачка отыскала дом своего первого мужа и попросилась переночевать. Она, конечно, не была узнана. Муж ее был жив и имел от второй жены уже взрослых детей. На другой день «киргизка» попросила истопить для нее баню. Семейство казака было доброе и просьбу странницы исполнили.

Сходив в баню и переменив белье, «киргизка» заявила казаку, что она его жена, похищенная с сенокоса киргизами. Вторая жена казака испугалась, но пришедшая заявила, что она не предъявляет своих прав, не думает расстраивать брак, а желает только, чтобы ее похоронили на русской земле, по православному христианскому обычаю.

Возвратившаяся из степи казачка рассказывала, что киргизы, после увоза ее в степь, заставили ее пасти баранов, и, желая предотвратить с ее стороны побег, надрезали ей пятки и в раны насыпали мелко настриженного конского волоса. Карауля баранов, казачка имела возможность наблюдать за восходом солнца и говорила, что лучше всего солнце «играло» на праздник Благовещения.

Первое время после увоза в степь женщина вела счет дням и разбиралась в праздниках, но через год спутала счет. Казачка прожила после возвращения из степи еще несколько лет. Умерла в поселке и была похоронена на кладбище по христианскому обычаю.

Произошло это более ста лет назад (в XVIII веке).

(Б.Г. Герасимов. «Из мира легенд и недавнего прошлого» // Записки Семипалатинского Подотдела Западно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества, Семипалатинск, Типография торгового дома «П. Плещеев и Ко», 1909 год.)

Ср. с рассказом Борхеса «История воина и пленницы»:

В 1872 году мой дед Борхес отвечал за границу на северо-западе провинции Буэнос-Айрес и юге Санта-Фе. Командный пункт располагался в Хунине; дальше, лигах в четырех-пяти друг от друга, цепью тянулись заставы, а еще дальше простиралась так называемая Пампа, или Внутренние Территории. Как-то, удивляясь и шутя разом, бабушка заговорила о судьбе, забросившей ее, англичанку, на этот край света; ей ответили, что она здесь такая не одна, а месяц-другой спустя показали индианку, не спеша пересекавшую площадь. Она была в двух пестрых накидках и босиком; волосы отливали золотом. Один из солдат передал, что с ней хочет поговорить другая англичанка; та согласилась и вошла в комендатуру без страха, но насторожась. На медном, грубыми красками расписанном лице голубели глаза того выгоревшего оттенка, который англичане зовут серым. У легкой, как лань, женщины руки были сильные, ширококостые. Она явилась из дремучей глуши, с Внутренних Территорий, и все — двери, стены, меблировка — казалось ей слишком маленьким.

Может быть, женщины на секунду почувствовали себя сестрами: обе были за тридевять земель от родного острова, н немыслимом краю. Бабушка о чем-то спросила индианку; та ответила неуверенно, подыскивая и повторяя слова, будто изумляясь давно забытому вкусу. На языке предков она не говорила уже лет пятнадцать и вспоминала его с трудом, рассказала, что родом из Йоркшира, что родители приехали в Буэнос-Айрес, но погибли при налете индейцев, а саму ее нападавшие забрали с собой, и теперь она — жена вождя, которому родила двух сыновей и который очень храбр. Все это говорилось на топорном, деревенском английском языке, пересыпанном арауканскими выражениями и наречием пампы. За словами вставала жестокая жизнь: хижины из лошадиных шкур, кизяковый костер, пиры с обгорелым мясом и сырыми потрохами, тайные вылазки поутру; набег на загоны для скота, ор и разбой, схватка, богатая конская сбруя, уносимая с хуторов полуголыми всадниками, многоженство, смрад, колдовство. И в это варварское существование ввергнута англичанка! С содроганием и жалостью бабушка уговаривала ее не возвращаться. Обещала защитить, выкупить сыновей. Но та клялась, что счастлива, и тем же вечером вернулась в свою глушь. Вскоре, в ходе революции 1874 года, Франсиско Борхес погибнет; и, может быть, бабушка наконец разглядит в образе той женщины, тоже похищенной силой и перекроенной безжалостным континентом, чудовищное зеркало собственной судьбы…

Раньше не было года, чтобы светловолосая индианка не заезжала в лавки Хунина или форта Лавалье за мелочами и всяческим «баловством»; но после разговора с бабушкой она больше не появлялась. И все же случай свел их еще раз. Как-то бабушка отправилась поохотиться; мужчина на одном из хуторов резал у поймы овцу. Как во сне, показалась верхом та индианка. Спешилась и стала лакать свежую кровь. То ли она уже не могла иначе, то ли это был вызов, знак.

Вышла моя новая книга «Сотворение мифа»

Написана честно. Надеюсь на ваш читательский интерес.

Две женских судьбы

В настоящее время «Сотворение мифа» — это единственная книга, которая в популярном стиле и доступным языком знакомит читателя с проблемами становления русской историографии, рисует портреты первых российских учёных-историков и разворачивает полную картину зарождения норманнизма в Швеции и его последующего укоренения на русской почве.

Книга содержит очерк древней русской истории, написанный с позиций современного исторического знания.

Библиографический список состоит из 100 изданий.

Подробное описание книги.

Тираж книги я распространяю сам. Начал рассылку. Сделать заказ можно, написав на мой мейл

[email protected]

Цена 1 экз. с автографом — 600 руб.

Мои книги

Последняя война Российской империи (описание, отзывы, как заказать)

Две женских судьбы

Электронные и бумажные книги в Директ-Медиа:

Иван Грозный

Царевич Дмитрий. Марина Мнишек

Пётр I

Александр Суворов

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Бедные, несчастные детишки из Чечни снова в центре скандала. Мало им конфликтов со сверстниками, они теперь решили повздорить с администрацией детского лагеря. Беззащитных бедняжек ни с того ни с сего начали избивать злые дядьки из ...
Когда я уже не хотела быть ТетьДусей-моронженщицей, лет в шесть, то я решила, что буду учительницей. И обязательно первых классов. И мне на первое сентября все будут приносить цветы. Много цветов. И я буду учить всех считать, складывать палочки и в ...
в контексте заявленной темы читаем Историю: Смута завершилась тем, что Рюриковичи, и ВВСЕ прежние «родовитаые» окончательно выбыли из числа тех, кто реально правит Русью. Соответственно встал вопрос — КТО станет новой «элитой» Руси? Обсуждались и кандидатуры из числа сторонних фигур, ...
ILNP  Highline  – без пробы на ромашку – 250 грн Emily de Molly Girls Best Friend  – без пробы на ромашку – 120 грн Femme Fatale   Abracadaver – уровень на фото – 70 грн KBShimmer Let’s Get Star-ted – уровень на фото ...