Два слова о новой украинской ракете: огневая показуха
diana-mihailova — 27.08.2016 После проведенных 25 августа испытаний восстановленных боепипасов для РСЗО "Смерч", повторяю свою статью полугодовой давности, чтобы можно было сравнить тогдашний прогноз и его вчерашнее подтверждение.diana_mihailova для РИА Новости
Состоявшиеся 22 марта т.г. огневые испытания «новой украинской ракеты для систем залпового огня» стали кульминацией разыгрывавшегося уже много лет спектакля по созданию украинского ракетно-реактивного оружия.
Скриншот из видео с испытаний 22 марта 2016 г.
Комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию украинских образцов ракетно-реактивного вооружения был начат еще в 1992 г. и охватывал весь спектр подобного оружия. Были открыты полтора десятка ОКР по разработке оперативно-тактических баллистической и крылатой ракеты «Геодезия» и «Коршун», зенитно-ракетного комплексов «Днипро», «Пернач» и «Полтава», а также многочисленных обеспечивающих систем – навигации, геодезической привязки, спутниковой радионавигационной системы и т.д. Другой проблемой была подготовка производства самих средств доставки и поражения, так как на территории Украины не было предприятий боеприпасной промышленности требуемого профиля.
В результате в составе Вооруженных Сил Украины к весне 2014 г. оставалась лишь одна ракетная бригада, вооруженная ОТРК «Точка-У», и два реактивных артиллерийских полка с РСЗО калибра 220-мм «Ураган» и 300-мм «Смерч». Техника и боеприпасы всех этих частей давно уже эксплуатировалась за пределами гарантийных сроков хранения и эксплуатации, назначенных главными конструкторами, находящимися в Российской Федерации. Известные случаи официального продления этих показателей с привлечением российских специалистов остались в далеком прошлом.
Все это усугубилось катастрофической нехваткой финансирования и откровенным невниманием высшего руководства страны.
В результате большая часть заказанных ОКР так и осталась незавершенной, хотя украинский ОТРК, претерпев три реинкарнации в «Борисфен», «Гром» и «Сапсан», дожил до 2013 года, когда министр обороны Павел Лебедев подвел черту под двадцатилетним долгостроем, сообщив, что проект закрывается в связи с неэффективным использованием государственных средств и наличием альтернативного проекта, предложенного ГосККб «Луч».
Впрочем, весной 2014 г. было сообщено о возрождении проекта «Гром-2», а на выставке «Авiасвiт-XXI» демонстрировались твердотопливный двигатель и макеты крылатой и баллистической ракет, что, по словам генерального конструктора — генерального директора Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля» Александра Дегтярева до его скоропостижной отставки 17 февраля т.г., инициированной новым руководством Государственного космического агентства Украины, делало украинский ОТРК лишь вопросом времени и финансирования.
Визит президента Порошенко в КБ «Южное». Слева - генеральный конструктор — генеральный директор Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля» Александр Дегтярев.
В связи с этим дальнейшие ожидания украинских военных экспертов связывались именно с ускоренным завершением работ по темам «Гром» и «Коршун», а некоторые из них уже стали подбирать для них пункты развертывания, позволявшие бы обстреливать Кремль.
Реальная действительность оказалась несколько обескураживающей для любителей «пострелять» баллистическими ракетами. Так, в октябре 2014 г. пресс-служба Государственного концерна «Укроборонпром» сообщила о том, что «Сразу два ведущих предприятия госконцерна сосредоточили свои усилия над созданием новейших унифицированных ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля». На сегодня работа находится на завершающем этапе. Для эффективного поражения летательных аппаратов и крылатых ракет устройство имеет средний радиус действия, оснащен двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и мощным твердотопливным двигателем».
Единственным разработчиком подобного вооружения являлось ГосККБ «Луч», с начала 90-х годов работавшее над созданием ракеты «воздух-воздух» по ОКР «Грань» и управляемой бомбы класса «воздух-земля» по ОКР «Копер», поэтому вторым предприятием, возможно, был назван ГАХК «Артем», который традиционно производил, но не разрабатывал, подобную технику.
В январе 2016 г. президент Украины Петр Порошенко отметил необходимость создания в Украине производства ракет и боеприпасов и напомнил, что ранее Совет национальной безопасности и обороны принял решение о создании нового ракетного вооружения в рамках проекта «Ольха». Он констатировал, что работы ведутся достаточно интенсивно, выразил надежду, что первые результаты будут в ближайшее время и поручил ускорить его реализацию: «Это должны быть не только лозунги, призывы, а конкретный срок с необходимым финансированием, заказом производства наиболее дефицитных видов боеприпасов». Президент также поручил государственным заказчикам вместе с Государственным концерном «Укроборонпром» при планировании государственного оборонного заказа в 2016 году обеспечить разработку и закупку в интересах Сухопутных войск ВСУ ракетного вооружения в рамках проекта «Ольха».
Интрига продолжала нарастать после заявления секретаря СНБО Александра Турчинова о том, что «будет проводиться совещание с руководством предприятий военно-промышленного комплекса, которое будет касаться развития ракетных технологий. Испытания этих технологий, ракетного вооружения, будет в текущем году». В начале марта 2016 г. он же сообщил, что пробные пуски боевых ракет исключительно украинского производства будут осуществлены в ближайшее время: «Наши ученые, конструкторы и инженеры обеспечили производство на наших украинских предприятиях всех необходимых компонентов, получаемых раньше по кооперации с РФ, что позволяет нам не только на выставках показывать ракеты, но и использовать их в боевом применении».
Наконец президент Порошенко в ходе встречи с командирами Вооруженных сил Украины среднего военного звена управления в Киеве предупредил, что «На этой неделе состоятся испытания определенных видов ракет, которые производит отечественный оборонно-промышленный комплекс».
Долгожданное событие состоялось 22 марта, после чего лично присутствовавший на Гончаровском полигоне секретарь Совета нацбезопасности Украины Александр Турчинов торжественно объявил о том, что «Мы начали огневое испытание ракет украинского производства, и сегодняшний пуск показал, что наша ракета полностью выполнила плановые задачи, и попала точно в запланированную цель». Он также подчеркнул, что «Перед ОПК, перед нашими учеными и конструкторам была поставлена задача обеспечить производство украинских ракет, без использования комплектующих деталей, изготовленных в РФ, так как восстановление ракетного щита «является одним из приоритетных задач для обороны и безопасности нашей страны».
После завершения испытаний секретарь СНБО провел совещание по поводу уточнения графика дальнейших работ и налаживания серийного производства с ведущими конструкторам и руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые в кооперации производят украинские ракеты, и сообщил о дальнейших перспективах: «Мы готовим к применению ряд мощных и эффективных ракет, которые будут надежно защищать нашу страну».
Минимум информации, предоставленной открытым источникам, немедленно породил массу домыслов об украинском «чудо-оружии». Впрочем, многие эксперты были откровенно разочарованы, так как испытывалась явно не новая баллистическая или крылатая ракета оперативно-тактического назначения, а, скорее, некий, пусть даже усовершенствованный, аналог ракеты РСЗО «Смерч».
Слева на фото - генеральный конструктор — генеральный директор государственного предприятия «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч» Олег Коростелев. Скриншот из видео с испытаний 22 марта 2016 г.
Высказываемые предположения о днепропетровском авторстве испытанного в среду образца также оказались ничем не обоснованы. Тогда как присутствие на испытаниях Олега Коростелева, генерального конструктора — генерального директора государственного предприятия «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч» , скорее подтверждает, что головным исполнителем по разработке выступает именно его КБ. Как известно именно «Луч» выполнял целый ряд госзаказов по продлению сроков технической пригодности различных средств поражения для МО Украины.
Другим возможным источником украинского успеха стала разработанная недавно в Белоруссии при китайской поддержке система залпового огня «Полонез», имеющая, как и РСЗО «Смерч», калибр 300-мм и минимальную дальность стрельбы 20 км, что соответствует упомянутым в украинском видеоролике 30 секундам телеметрии до попадания в цель после пуска под минимальным углом возвышения с пусковой установки на колесном шасси МАЗ-543 комплекса 9К58 «Смерч». По некоторым данным представители ГосККБ «Луч» также принимали участие в китайско-белорусских разработках.
Пусковая установка и разрез отсека управления новой корректируемой ракеты украинского производства. Скриншот из видео с испытаний 22 марта 2016 г.
Комментировать предположение о новой системе управления, сочетающей инерциальное наведение с коррекцией по GPS, достаточно сложно, как и факт использования для испытаний доработанного новым отсеком управления серийного образца ракеты советского производства. С уверенностью можно лишь утверждать, что специалистам «Луча» с помощью ГП «Павлоградский химический завод» удалось в кратчайшие сроки разработать корректируемый снаряд с газодинамическим управлением и наладить опытное производство смесевых твердотопливных зарядов реактивных двигателей для ракет калибра 300-мм и пиротехнических средств к ним. В кооперации также принимали участие Шосткинские казенный завод «Импульс» и ГосНИИ химических продуктов.
Судить об успешности проведенного испытания также преждевременно, так как это всего лишь первый пуск с непонятными пока результатами. Ни точного попадания в цель, ни полета на максимальную дальность, которая даже у устаревшего «Смерча» достигает 90-120 км, продемонстрировано не было. Вопросы вызывает и создание боевой части, которую также необходимо разработать в двух-трех вариантах, и возможности коррекции снаряда при полете на большую дальность. Все это требует продолжительных и кропотливых работ с участием разнопрофильных научных и производственных структур при бесперебойном и достаточно значительном финансировании. Во что это выльется в годах и миллиардах гривен в настоящее время не возьмется судить ни один вменяемый специалист. Впрочем, скорее всего, все гораздо прозаичнее, и решается более простая и привычная задача по продлению сроков технической пригодности реактивных средств поражения путем переснаряжения их двигательных установок, а попутно проверяются возможности их доработки с целью повышения точности попадания.
В общем, надежды некоторых украинских псевдопатриотов на создание «вундерваффе», которое обеспечит очередную победу над восточным соседом, не оправдались. Может быть, это и к лучшему и для других соседей Украины и для самих украинцев. Ведь достаточно вспомнить, чем подобные разработки закончились 70 лет назад, хотя жителям Броваров, которые уже однажды пострадали от ракетных пусков украинской армии с того же Гончаровского полигона расслабляться все же не стоит...
P.S.: Всего 26 августа на полигоне в Одесской обл. выполнено 14 пусков телеметрированных образцов в различном исполнении, что позволило испытать ряд выбранных технических решений и проверить результаты модернизации переснаряженных на новое смесевое твердое топливо на Павлоградском химическом заводе реактивных снарядов РСЗО "Смерч" еще советских запасов.
Оценивались также надежность, точность и максимальная дальность пуска.
Неразрешимой осталась проблема финансирования и производства. Ориентировочные цены на одно подобное изделие даже в серии составляют десятки тысяч долларов, а уже понесенные украинским бюджетом затраты, по словам советника президента Юрия Бирюкова - "много-много-много миллионов гривен"...
Очевидно, что с марта изменилось только количество переснаряженных изделий (ежемесячно по 3 штуки). Боевую эффективность данного решения высоко