Два сериала

О сериале «Слово пацана» я пока
ничего не писала, хотя до конца посмотрела его в числе первых
зрителей слитых финальных серий. И он мне понравился. Но я хочу
поговорить о другом. О совкодрочерстве в кино.
До начала 2000-х гг. отечественный кинематограф отражал, по большей части, проблематику текущего момента. В 1980-е у нас были советские производственные драмы и милицейские детективы. Потом начался поток «перестроечных» фильмов с бунтующими подростками-неформалами, валютчиками и путанами. Потом, на некоторое время, возникла пауза – похоже, кинопроизводство пыталось нащупать новые тематические ниши миллениума. В преддверии нулевых началась активно эксплуатироваться тема криминала – «Брат», «Менты», «Бандитский Петербург». В 2002 г. эту тему продолжил сериал «Бригада», и многие-многие другие фильмы и сериалы – по сю пору, как я понимаю.
Первые ностальгические ласточки совкодрочерства прилетели к нам в начале 2000-х гг. Вышли два сериала, действие которых происходит в советское время - «Граница. Таёжный роман» Александра Митты и «Чёрный ворон»Бориса Горлова, Андрея Кравчука и Игоря Москвитина. Действие первого разворачивается в 1970-е гг. в небольшом военном городке на Дальнем Востоке. Действие второго происходит в Ленинграде и охватывает период с середины 1950-х до начала 2000-х гг. В первом сериале 8 серий, во втором – 64. Оба сериала вызвали живой интерес у соскучившихся по своей юности зрителей. Одним из ключевых факторов успеха стал антураж не столь далёкого прошлого.
А был ли успех? Конечно. Какие дискуссии разворачивались на интернет-форумах! Обсуждающие рассматривали всё под лупой и докапывались до мелочей. Кто-то обратил внимание на евророзетки в советской квартире, кто-то – на детали кроя костюмов или на рисунок обоев… Сюжетные ляпы, коих в обоих сериалах предостаточно, при этом практически не обсуждались.
«Граница. Таёжный роман» - этот
сериал я люблю до сих пор и время от времени пересматриваю. В нём
есть завершённость сюжета, закрытие всех гештальтов. За восемь
серий зритель успевает сродниться с героями и вместе с ними прожить
часть их жизни. У зрителя и героев много общего в советском
прошлом. Военные и члены их семей – это, в общем-то, средний класс
1970-х, примерно так и жили миллионы советских людей. И вот,
наконец-то, поколению 30-ти, 40-ка, 50-ти и старше дали возможность
заглянуть через экран в то время, когда мороженое в вафельном
стаканчике было слаще. И на нём ещё кремовая розочка была. И стоило
19 копеек. Это потом уже розочка пропала, а стаканчик подорожал до
20 копеек.
Три подруги, три драматические
любовные линии, каждая из которых интересна сама по себе, но,
переплетаясь, они становятся ещё милее и ближе зрительницам.
Интересны и герои-мужчины: «часть силы, что вечно хочет зла», юный
Вертер, аффективный раздолбай и пресыщенный метросексуал.
Гротескные образы на любой вкус: есть кому посочувствовать от всей
души, а кому – по мере понимания. Этот сериал чем-то похож на
семейный альбом. Или даже скорее на альбом фотографий о жизни в
нашей стране, изданный в ГДР, знаете, были такие? У меня есть
«Подмосковье».
Сериал «Чёрный ворон» поначалу вызвал не меньший интерес. Но рыхлость сюжета, обилие героев, значительный временной полувековой охват и многосерийность помешали целостному восприятию. И всё равно, это можно было бы простить за возможность ещё раз поностальгировать о «том самом» мороженом, окунуться в атмосферу детства и юности, а то и – детства и юности своих родителей. Бочку медовых воспоминаний испортила мистическая составляющая. Потомственная колдунья, едрицкая сила, третий глаз… Вы это серьёзно? Мы же не за этим приникли к голубым экранам! Мы-то помним, знаем: покорение космоса, гонка вооружений, строительство БАМа, пятилетка в четыре года... Может быть, появись этот сериал десятью или даже двадцатью годами позже, он воспринимался бы иначе и нашёл бы свою аудиторию.
Героев там нереально много. Уже к
пятой серии начинаешь забывать, «кто кому Вася». Зачем, для чего
второстепенные персонажи появляются в эпизодах? А это и не эпизоды.
После первого «кушать подано» персонаж лезет встать вровень с
главными героями. Но ведь главных не может быть СТОЛЬКО. Среди
героев нет никого, с кем зритель мог бы себя ассоциировать. Кому
мог бы сопереживать всей душой, а не «на полшишечки». Мажоры,
уголовники и сирота-нищета… Средний класс там практически не
представлен.
Герои влюбляются, сходятся, расходятся, страдают, радуются, и всё это можно описать одной фразой: слоняются из угла в угол… Создаётся ощущение бессмысленности экранной жизни. Но ведь герои «Таёжного романа» формально заняты тем же самым! Но при этом создают и несут на себе проникнутую ностальгией реальность. Они наполняют эту реальность энергией и делают правдоподнобной.
И всё-таки провального по всем признакам «Ворона» вытянули приметы ушедшей эпохи. Милые мелкие детали, ради которых мы, собственно… И на этом всё.
Шестьдесят четыре серии рыхлого сюжета, постоянно рвущихся логических связок, невнятной мотивации – это очень много. Лично я устала, кажется, уже на двадцатой серии. А когда сюжет приблизился к миллениуму, окончательно забросила просмотр этого сериала. Спроси меня сейчас о «Границе», и я легко смогу описать сюжет, отметить понравившиеся эпизоды. О сериале «Чёрный ворон» я не помню вообще ничего, кроме того, что он был.
«А при чём тут «Слово пацана», - спросите вы. Ну, при том, что «Слово пацана» займёт в моём сердце место по соседству с таёжным романом.
Кстати, а какие ещё фильмы и сериалы о советском периоде были сняты в наше время? Вспоминаются «Дети Арбата», «Стиляги»… Я это не смотрела, но я о них хотя бы знаю. А что ещё?
|
</> |