Два председателя.

топ 100 блогов avderin28.09.2024 Я уже писал как-то о роли Якова Свердлова, которую он играл в первые годы советской власти, вплоть до своей смерти в 1919 году. Несмотря на то, что люди на улице, думаю, в большинстве считали преемником Ленина Троцкого, на самом деле вторым человеком в новом государстве был скорее Свердлов. Троцкий был человеком порыва, блистал на митингах и парадах, а Свердлов имел привычку к системному изнурительному труду. Он первым, ещё до Сталина, понял, что всё решают кадры. И на все ответственные посты в государстве старался посадить своих людей.
Что сделало Свердлова могущественным?
Думаю, вовсе не должность. А энергия, амбициозность, работоспособность…
Свердлов и Ленин до конца апреля 1917 года были знакомы только по переписке. Но, вступив в контакт с вождём, молодой Свердлов произвёл на него очень хорошее впечатление. Сразу после этого он возглавил Секретариат ЦК РСДРП – и занялся расстановкой кадров. В самые бурные месяцы вплоть до Октябрьской революции Свердлов был главным кадровиком большевиков.  Естественно, на все самые ответственные посты Яков Михайлович расставил тех, кого хорошо знал и с кем у него были хорошие отношения. Через несколько лет тем же самым займётся Сталин!
Видимо, вождь остался доволен работой Свердлова, потому что после революции он стал председателем нового парламента – ВЦИКа. До него неделю этот пост занимал большевик Каменев.
В тот момент ни Ленину, ни его окружению ещё не было понятно, какую роль будет играть парламент в их государстве. Но большевистское руководство однозначно хотело, чтобы парламент следовал в фарватере их партийной политики.
Первое время после революции полномочия новых органов власти не были оговорены и разграничены, поэтому законы, указы и постановления наперегонки выпускали ВЦИК, Совнарком, различные местные советы и съезды… Даже решение о том, что кабинет министров утверждается ВЦИКом и отвечает перед ним, впервые прозвучало лишь в первой Конституции РСФСР, принятой в середине лета 1918 года. Подробнее это было сформулировано в самом конце 1920 года в принятом VIII Всероссийским съездом Советов Постановлении «О советском строительстве».
Желание большевистских руководителей иметь во главе парламента с совершенно неясными полномочиями своего надёжного и волевого представителя вполне понятно. Его задачей было – сделать парламент лояльным большевикам. И предсказуемым. Для этого была разработана и система выборов, и система представительства, и исключены из процесса голосования многие партии и обширнейшие слои населения… Вообще, выборы в тогдашние Советы всех мастей – это отдельная, необыкновенно интересная тема. Фактически – это была грандиозная афёра. Когда немногочисленные объединения пассионариев присваивали себе властные полномочия и начинали самоуправствовать, насколько у кого хватит наглости. И первый советский, избранный на 2-м Съезде рабочих и солдатских депутатов, ВЦИК реально населения страны не представлял, ведь большинство советов на нём представлено не был, а большинство представленных на самом деле были не представителями советов, а представителями их большевистских фракций… И это, в общем-то, было сборище самозванцев, оформленное в организацию, с которой большевики решили поделиться властью (преподнеся её на блюдечке), чтобы хоть как-то легитимизировать свой переворот. Мол, мы же власть не для себя брали – а для народа! Не буду рассказывать, что к моменту образования этого ВЦИКа, был уже другой ВЦИК, избранный гораздо более представительным 1-м Съездом советов рабочих и солдатских депутатов. Не буду говорить, что уже из названия следует, что из политического процесса были почему-то исключены крестьяне. Несмотря на значительную большевизацию привлечённых на 2 съезд делегаций, сама партия в тот момент представляла собой казачью вольницу, которая вполне ещё могла поменять своих лидеров.
Опыт французской революции свидетельствовал о том, что революции вообще очень часто меняют своих лидеров. И более всего надо опасаться своих же товарищей по партии.
Когда летом 1918 прямо на Всероссийском съезде Советов после левоэсеровского мятежа были арестованы все депутаты, кроме большевистских, то есть, больше трети от общего числа – задача лояльности парламента, можно сказать, была решена окончательно.
Вообще, роль многопартийного парламента и коалиционного правительства в первый год советской власти – для историка интереснейшая тема. Как эта многопартийность и коалиционность влияли на ситуацию? Понятно, что главную роль во всех делах играли большевики, но ведь и другие, вошедшие в правительство и парламент, партии выдвигали тогда ещё свои условия, заставляя большевиков двигаться и идти на компромиссы.
Личная власть Свердлова объяснялась не только его постом председателя ВЦИКа, но и тем, что на многих постах в новом госаппарате сидели назначенные им люди. Потом именно таким образом, через кадры, концентрировал и укреплял свою власть Сталин.
Естественно, что, пытаясь подчинить разношёрстый и разнопартийный ВЦИК большевистскому влиянию (в противовес скатыванию в анархию), Свердлов пытался, прежде всего, подчинить его себе. А значит, ему не всегда нравилась идея совсем декоративного и безвластного парламента. Это не только дисредитировало идею парламентаризма (что вряд ли его особо волновало), но и лишало какой-либо серьёзной значимости лично его.
Хотя, думаю, он прекрасно понимал, что с таким парламентом, собранным из случайных, не привыкших к серьёзной работе людей, каши не сваришь. И все серьёзные вопросы надо решать не на многолюдных митингах и диспутах, а в каком-то узком кругу лиц, готовых не только принимать решения, но и что-то делать потом для их выполнения.
Думаю, он огромные силы прилагал для формирования нужного ему Президиума ВЦИК, который, собственно, и готовил все решения ВЦИК. Кроме того, Свердлов часто участвовал в заседаниях Совнаркома. И, более того, не являясь наркомом, именно он возглавлял их во время болезней Ленина.
С одной стороны, договориться с несколькими членами Политбюро проще, чем с 1000 непредсказуемых и часто не очень адекватных депутатов. Которые в любой момент могут отчебучить, что угодно. В том числе – и переизбрать своего председателя.
С другой стороны, совсем уж лишив эту шоблу власти – ты теряешь её и сам.
Сложная дилемма.
Цитирую Википедию
https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердлов,_Яков_Михайлович

Лев Троцкий в своей книге «Портреты революционеров» утверждал, что «Свердлов пытался придать президиуму (ЦИКа) политическое значение, и на этой почве у него возникали даже трения с Советом Народных Комиссаров, отчасти, и с Политбюро»

Как решилось бы всё, доживи Свердлов до смерти Ленина – ныне уже не угадаешь. Но за первых полтора года советской власти большевики сумели кастрировать и приручить свой парламент настолько, что уже было не очень-то и важно, кто возглавит его дальше. И когда в марте 1919 года Свердлов умер, председателем ВЦИК стал не пользующийся никаким особым влиянием в партии и государстве Калинин. Мог, собственно, стать любой Вася Пупкин. К этому моменту и вплоть до конца 1980-х советский парламент уже ничего не решал. Дружно голосуя по каким-то третьестепенным вопросам, вроде изменения в тексте гимна. А все самые важные вопросы, типа, ввода войск в Афганистан, принимали на заседаниях Политбюро. Ни с кем не советуясь и нигде не обсуждая. В лучшем случае, предлагая Верховному Совету одобрить свои решения задним числом.
А вообще – это очень обширная и интересная тема: первый советский парламент и его путь от власти к полному безвластию.
Имею в виду не то, что при Советах не было никакой власти, а то, что парламент сперва Советской России, потом СССР к власти не имел никакого отношения. Это был чисто декоративный и ещё технический орган. Да, там были комиссии, сидели юристы, которые готовили законопроекты. Но какие законы готовить и какие законы принимать, решали совсем в другом здании – в ЦК КПСС на Старой площади.
Свердлов и Калинин - два человека, занимавших один и тот же пост приблизительно в одно время. Свердлов пораньше. Калинин - прямо вслед за ним. Один сумел на этом посту стать вторым человеком в государстве. И имел шанс стать первым. А другой не имел на государственные дела никакого влияния. Так что - не должность красит человека, и не всегда именно она даёт власть. Порой всё зависит от конкретного человека на этой должности.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
16.09.2024 Разборки
Архив записей в блогах:
Не шарахайтесь от заглавной картинки)). Я не предлагаю вам ее как образец чудесной современной живописи. Это антиобразец. И плохая живопись. Но если придумать сказку про любовь художника и знаменитой актрисы, то один из героев получит популярность. Художник, разумеется. Знаменитая ...
Утром встал, а у нас всё снегом завалило. Пробивал в снегах тропинку. Я понял, что со мной происходят какие-то мутации. Раньше я зиму не любил и снег тоже не любил. А теперь смотрю, совершенно очарованный, на этот белый снег. Любуюсь-любуюсь и не могу налюбоваться. Oh won't you be my ...
Не секрет, что жители Прибалтики охотно эмигрируют в другие страны. Соцопрос, проведенный недавно в Литве, показал, какие государства наиболее привлекательны для ее граждан. При этом среди стран, традиционно включающих в себя США и государства Европы, часто называлась Россия. И ...
29 октября Путин по удалёнке выступил на форуме ВТБ "Россия зовёт!". Процесс изучения и освоения Путиным  папки для бумаг попал в прямой эфир и мгновенно стал мемом. ...
Перенос во времени произошел совершенно безболезненно и даже как-то почти незаметно. Просто в один момент высотки сменились деревянными двухэтажными домами, поток машин - одинокой полуторкой, а афиша со Стасом Пьехой - плакатом со Сталиным. - Я попаданец! - изумленно осмыслил ситуацию ...