Два христианства

топ 100 блогов mondios27.04.2011 На днях посмотрел две передачи из «Школы злословия» – встречу с прот. Михаилом Ардовым и встречу со свящ. Александром Борисовым. Обе передачи произвели сильное впечатление – в каком-то смысле даже шокирующее. Позиция ведущих мне в целом понравилась: в принципе, это нормальная реакция человека, когда он лицом к лицу встречается с добром или со злом – а именно к такой дилемме в итоге свелся, как мне кажется, диалог с этими двумя гостями. Оба – представители Церкви, а значит, несут миру некую весть – и что это за весть, иной раз можно понять, взглянув на нее со стороны. У ведущих, по-моему, это отлично получилось.

Когда в начале передачи с прот. Михаилом Ардовым ведущая Татьяна Толстая сказала, что после разговора с ним ей вспомнился старый забытый эпизод из одной повести Мопассана, в котором описывается, как священник забивает насмерть рожающую собаку, и в этом проявляется какая-то внутренняя ненависть ко всему живому, то я подумал, что это уж слишком – что за дурацкий образ из советской пропаганды? Однако после просмотра этой передачи у меня возникло то же самое ощущение – стихийная, не осмысленная и едва сдерживаемая ненависть ко всему живому. И когда все это слышишь из уст священника (не важно, какой юрисдикции), то становится страшно. Честно говоря, в конце передачи у меня не было никакого желания называть его «отец» Михаил и видеть у него на груди иерейский крест. Это был какой-то бесенок, честное слово, с которого вдруг случайно и не вовремя слетела пелена, прикрывающая внутреннюю империю зла.

Передача с о. Александром Борисовым тоже оставила след в душе. Сразу скажу, что до этого я никогда его не видел и не читал его книг, вообще мало что о нем знал. (Слышал только какие-то слухи о том, что он, якобы, «модернист», «обновленец», и вообще редиска – слухи, исходящие, как я теперь понимаю, из среды православных-«ардовых».) Но вот в передаче я увидел не идеолога, не члена того или иного православного лагеря, не философа или интеллектуала, заигрывающего с христианством, а просто настоящего христианского Пастыря (именно с большой буквы). Когда я его слушал, я не мог отделаться от ощущения чего-то близкого и родного: от его слова веяло духом митрополита Антония, каким-то покоем и уверенностью, духом тех старых священников, от которых я когда-то впервые услышал Слово Божие. Не удивительно, что к концу разговора ведущие просто замерли, как замирает творение, когда встречается с действием Бога. Примечательно, что когда о. Александр кончил говорить,ведущие как-то интуитивно поняли, что не надо ничего говорить в ответ - Авдотья Смирнова, сглотнув слезу (как мне показалось), просто молча захлопала первой, поблагодарив гостя за встречу.

И еще интересный момент. Там в передаче есть такой обычай: после разговора гость делится своими впечатлениями от беседы. Так вот, прот. Михаил Ардов говорил о том, что его тут не поняли, но что он прав, так как несет истину, но он рад, что ему дали возможность высказаться, так как, не исключено, что кто-нибудь его обязательно услышит! На это было жалко смотреть: насколько слепым надо быть, чтобы не видеть собственного убожества! А свящ. Александр Борисов после разговора говорил о противоположном – т.е. не о том, чтобы его кто-то услышал (как это было в первом случае с М.А.), а о том, что он как пастырь должен учиться слушать и понимать других людей (там в передаче, если кто не смотрел, ведущие его «пытали» тем, что Церковь якобы слишком далека от народа). Вообще, в контексте нынешней дискуссии о церковных проблемах, в которой всколыхнулась эта тема взаимоотношений духовенства и мирян (и которую очень неудачно, на мой взгляд, подогрел о. Павел на Богослове.ру, заявив, что видишь ли как плохо, когда прихожане не верят своим священникам), эта речь о. Александра была бы оптимальным ответом Церкви (как института) своим прихожанам. Что мешало бы священникам вслед за о. Александром сказать (?): да, мы должны внимательнее слушать, что нам говорят как наши прихожане, так и люди внешние, и стараться более соответствовать облику Христа, которого мы представляем в литургической жизни! Простите, если мы не всегда соответствуем своему служению, унижая образ нашего Господа, Который свят и непорочен. Давайте вместе «работать» (это слово о. Александра) над нашим общим делом – спасением во Христе!

И мне почему-то кажется, что между описанными позициями – одна: «пусть меня услышат» и другая: «мы должны слушать» – проходит основной водораздел, разграничивающий внутреннее устроение (настрой) человека, из которого потом вырастает то или иное понимание веры – вера оживляющая все вокруг и вера, забивающая до смерти все живое. Здесь некое начало, в результате которого мы имеем два христианства. Я вообще-то в своей повседневной жизни «злостный экуменист» (это знают читатели моего журнала), но между двумя описанными видами христианства я не вижу никакого компромисса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как убить двух зайцев? Ситуация, которая может поставить в тупик и испортить отношения на самом раннем этапе развития. Эта история, которую я собираюсь вам рассказать произошла достаточно давно, были это новогодние каникулы или просто праздник, а может даже обычный выходной. Я ...
Украина на сегодняшний день стала главным стратегическим союзником США за пределами НАТО...// ...В спецбригадах планируют использовать нанотехнологии для быстрейшего заживления ранений и усиления физических свойств солдата. Нанотехнологии украинского производства...// ...Читатели этого ...
Закон о реинтеграции Донбасса , который подписал украинский президент Петр Порошенко, противоречит минским соглашениям и подтверждает нацеленность на силовое решение конфликта. ...
Кто про что, а я про усы. Вот в 70-е годы модно было у дядек носить усы и челку и бакенбарды. Чем бакенбардистее и усатее человек в шляпе - тем он моднее был. А при царском режиме тоже усы носил всякий хлюст с пробором, а самые модные - подворачивали кончики кверху. Видимо считалось, что ...
Публикую очередные истории и архивные фотографии читателей блога... С огромным ...