Два года

Я не знаю, сколько в Василисе роста и веса, поэтому эти показатели останутся пока тайной. Вот в понедельник к врачу сходим, тогда и похвастаюсь. Переходим сразу к психомоторному развитию.

К полутора годам малыши постепенно овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. У ребенка развивается способность координировать сложные движения... примитивные танцевальные движения и бег - вот показатели возрастного умения овладения собственным телом к двум годам
Васино овладение уверенной поступью произошло почти в середине периода. Этот маленький человечек из всех моих троих детей понимает отношения своего тела и пространства лучше всех. И изо всех сил пользуется. Прыгает со стола на диван. Залезает на мебель. Танцует и кружится, бегает, ходит на пятках, на носочках, боком, на четырех конечностях - экспериментирует как может. Садится на краешек и балансирует. С вещами, кстати, делает то же самое - проверяет, как они себя ведут, поставленные друг на друга, в друг друга засунутые, положенные на край и т.д.
Ребенку начинают нравиться подвижные игры
У этого ребенка не было вариантов - у неё есть Игорь. Игорь подвижно играет с ней каждый день. Вот тут недавно ловили в детской дикого пилина (это не опечатка, и дикий пилин - это что-то среднее между дикой собакой и кабаном, как я поняла из биологического ликбеза Игоря). Было очень подвижно и громко. Потом готовили из него макароны с мясом. И очень подвижно бегали по дому, предлагая всем старшим тарелочки с угощением. Это лишь один пример, что-то подобное Игорь придумывает постоянно, а Василиса с удовольствием поддерживает.
Обученный родителями, ... ребенок пробует отфутболить мяч, постирать тряпочку, подмести пол, помыть посуду
Василиса подражательница с самого начала. Стирать тряпочки и футболить мяч она, как мне сейчас кажется, была готова ещё не умея ходить. В полтора года она запихивала в футболку, как в слинг, своих зверей и пупсов и "кормила" их, носила по комнате с серьезным видом. Сейчас она подражает гораздо более сложным вещам. Например, сегодня вечером принесла деловито ко мне на диван оторванный микрофон и кузов от грузовика:
- Тисьтить зубы! - и сует микрофон мне в зубы. Пришлось подчиниться. Почистила, сует кузов: Пьюй! Повторила два раза, как делаю с ней я и все унесла обратно. Серьезная донельзя. И так во всем.
Подвижные игры перемежаются с тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками. Он любит перелистывать книжки-картинки. У него появились любимые и нелюбимые картинки. Он может узнать и показать на фотографии самых близких ему людей
Перемежаются, да. Играет сосредоточенно, какие-то роли придумывает игрушкам, иногда вовлекая и нас, как в предыдущем абзаце. Книжки листает внимательно. Даже меню в кафе обязательно сама перелистает и вернет важно: Пъёчитала! А уж людей узнает на фото любой степени мелкости и любого качества.
Увеличивается понимание речи взрослых. Сам малыш говорит пока мало, но активно использует жесты, мимику, особые звуковые обозначения, которые понимают только близкие. Запас слов увеличивается в 7-8 раз, но слова эти упрощенные и из них малыш не может составить даже примитивную фразу
А вот это не про Василису. Речь-то она, может и понимает, но вот в половине случаев на не удовлетворяющие её просьбы взрослых успешно делает вид, что не поняла и не слышала. А когда нет вариантов сыграть непонимание, вместо ответа может сразу начать горевать. Тоже очень артистично.
Зато сама говорит совсем не мало. И фразы у неё весьма не примитивные. В её фразах может быть до пяти связанных слов. Она даже пользуется междометиями!
- Даня прогнал!
- Прогнал тебя из ванной?
- Да!
- Но он же там ванну моет, чтобы набрать тебе, а ты мешала ему. Хочешь в ванну?
- Уррра! Ванну хочу! С игрушечками!
Разумеется, все с поправкой на произношение. Произношение пока хромает (хотя буква РРР великолепна, особенно в слове "ура"). Но на тот случай, когда мы не понимаем сочетание звуков, у нас есть переводчик. Игорь всегда её понимает и с удовольствием переводит.
Ребенок начинает созидательно выполнять некоторые сложные действия: ...сам снимает шапочку, носочки
Эта снимает все. И ходит голая. А кроме снимания пытается надевать на себя. Шапочку и носочки, между прочим, надевает успешно. Пытается надевать трусики, штаны и футболки, но с ними пока есть проблемы. Ест, пользуясь ложкой, вилкой, чашкой. Сама себе может разломать вилкой котлетку и съесть непорезанную яичницу. Доедает пюре из банки до чистых стенок. Но, бывает, ленится, и кричит в конце "Корми меня!"
Когда хочет рисовать, сама идет, отодвигает стул Игоря от полки, берет листочки "вторички", сложенные там, залезает на кресло, достает себе ручки и карандаши с моего стола, забирается под кухонный стол, укладывается там и рисует. Это достаточно сложное действие? :)
В этот период закладываются основные черты характера: аккуратность, доброта, трудолюбие и т.д. Их следует развивать
В Васе я вижу аккуратность, любопытство и жадность (моя девочка) до впечатлений и информации, а также некоторую убежденность (тоже имеющуюся у меня) в том, что ей положено все то, что она хочет. Я стараюсь развивать и поддерживать второе, поощрять первое, а на третье просто смотрю. Потому что с одной стороны оно конечно обществом порицается, особенно когда Вася считает, что ей положено второе печенье или вот эта игрушка, а печений, допустим, оставалось всего два, и на второе претендовал Игорь... А с другой стороны вторая крайность - неуверенность в том, что ты своих желаний достойна - ещё хуже. Поэтому насчет печений я корректирую как-нибудь типа "Игорь, ну дай ей кусить, она же малышка и не знает ещё, что такое поровну" и "Василиса, ты же уже съела, давай я тебе лучше молочка налью", а в остальном жду и наблюдаю.
О, кстати, насчет печений. Василиса знает счет до трех и понятие "много", хотя её никто не учил. Если дать ей что-то одно, а она хочет не одно, то она может попросить "Дай два" или "Дай три", или "Дай много". Если она просит три, а ты ей даешь два, она повторяет "Тйи!!!". Если дать два или три, а она просила много, тоже будет настаивать. То есть, явно отличает количества одно от другого.
К концу второго года малыш охотно играет с песком, наполняет водой чашечку и ведерко, готовит из песка куличики... игры становятся разнообразными. Малыш не просто качает куклу, но и укладывает её в кровать, возит в колясочке, кормит. Игрушки-животные начинают рычать, мяукать и говорить словами.
Это 100%. Весь Крым она утром и вечером как на работу ходила на берег моря с ведром, граблями, лопатами и формочками. Камушки, песок, вода. Тележка потерянных в море лопат и ведер. Ручки и ножки в морщинках и довольная рожица. Горки, куличики, ямки, канавы, каши и супы в ведерке, эксперименты с намоканием сухого песка и других вещей :)
Ну и с куклами тоже начались ролевые сложные игры в маму. Я дождалась этого и завтра (уже сегодня) на празднике Василисе достанутся кукольный домик (от Дани), детская кухня (от бабушки) и, возможно, что-то ещё из этой серии. Теперь не опасно. Когда она уже придумала эти игры самостоятельно, с реквизитом "что под ногами лежало", уже можно и эти вещи, по мнению многих детских специалистов, снижающие уровень воображения, использовать. Оно уже проросло.
Очень важно систематически заниматься с ребенком. ... Необходимо давать ребенку задания, побуждать его петь, рисовать, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Поощряйте самостоятельность ребенка
А вот тут у нас грандиозный провал. Василиса мой первый ребенок, с которым я занимаюсь категорически не систематически. Мы с ней почти не занимаемся по детским обучающим книжкам (хотя когда занимаемся, она отзывается очень активно, и не отпускает меня по часу и более), не играем специально в развивающие игры. Я не даю ей заданий (ей попробуй дай, она своевольная), но она придумывает их себе сама, а ещё ей их придумывает Игорь - его она слушается лучше. Не учу её рисовать, петь (она все равно меня не слушает и делает все по своему). Зато самостоятельность поощряю всецело. У меня нет выбора - если её самостоятельность не поощрять, она все равно будет самостоятельно делать то, что делает. А если я поощряю, то получается как будто она меня слушается.
Ребенок осознает свой пол
Материнский инстинкт в ней проснулся. Примерно в полтора. Она бережно заботится о своих пупсах, укачивает, расчесывает, купает... Но насчет лингвистического пола у нас беда. Она говорит о себе как о мальчике.
- Я пришел!
- Вася, ты девочка! Ты пришла!
- Я девочка! Я пришел!
Малыш постоянно спрашивает
Спрашивает. Но у меня подозрения, что спрашивала бы больше, если бы не было Игоря. Потому что большую часть вопросов задает Игорь. Причем задает, прибегая из комнаты, где они были вдвоем, а она заинтересованно идет следом и слушает ответ. Думаю, есть вероятность, что она спрашивает его, а он уже выступает посредником и задает вопрос нам. Если не может ответить сам. Но когда в комнате находимся мы, Василиса спрашивает напрямую, поэтому проверить гипотезу не удалось.
Что ещё из упомянутых в книге чек-пойнтов?
- Нанизывает кольца на колышек (и все остальное, что надевается на что-то другое, надевает на это другое)
- Строит башни из кубиков (и из всего остального, включая фасолинки в тарелке)
- Пользуется ложкой (а также вилкой и японскими палочками. Последнюю втыкает в ролл с размаху и ест как эскимо на палочке)
- Рисует карандашом (а также ручками, фломастерами, пальцем, камушками и соком на зеркале)
- Рисует штрихи и окружности (рисует, связывает их друг с другом, говорит, что нарисовано, рисует с натуры, иногда даже можно распознать нарисованное)
- Идет без перил по лестнице, лазает по лестнице с перекладинами
- Играет в мячик
- Выполняет несложные поручения (типа "выброси памперс" или "найди и принеси мамин телефон из комнаты")
- Выражает чувства (приходит жалеться и сама жалеет, обнимается и целуется, правдоподобно изображает вселенское горе с заламыванием рук и ударом головы в диван, искренне радуется с криками "ура" и так далее)
- Поддерживает игры других детей, даже нескольких, даже старших
- Запоминает расположение вещей и действий во времени и пространстве, поправляет нас, если что идет не так
- Вырастила 20 зубов, как положено, вот прямо по учебнику
- Знает части тела, даже сложные. Даже правые и левые.
- Концентрирует внимание (и не 6-7 минут, как в книжке, а значительно дольше)
А вот в туалет не просится. На горшок делает свои дела изредка и после долгих уговоров...
Фоток немножко про Василису.
На этой фотографии, в принципе, можно было бы и остановиться. Здесь все про Василису понятно уже. Но все-таки положу ещё немножко.

Первое Крымское море. Пеосчек и формочки.

Мытая мышь в шляпе

Восхождение на Ал-Чак, отдых наверху

Вася на вершине Ай-Петри. В одном тапочке.

Утреннее фото из палатки

Василиса и ветер

Вот.
|
</> |