Два Гладиатора

Сподобился посмотреть наконец Гладиатора №2.
Замечу, первый фильм мне очень нравится, его я считаю, в общем-то, шедевром, несмотря на все исторические неточности.
Ко второму — хотел, честно хотел относиться так же, несмотря на довольно таки недоброжелательную критику.
Попробую просто сравнить впечатления и ощущения.
Первый Гладиатор. Начальная битва с германцами.
«Ну, конечно, Голливуд склонен чересчур злоупотреблять пироманией в Античности. Это идёт, наверно, ещё от «Спартака» Кубрика, если не раньше. Вот и здесь катапульты пуляются непременно файерболлами, лучники бьют непременно горящими стрелами… Да, блин, кого там поджигать-то в этом дремучем и сыром тевтонском лесу? Горящие стрелы — имеет смысл использовать только против селения с соломенными крышами. Ну и в Rome: Total War – слонов хорошо ими пугать. Но в иных случаях — это просто лишняя заморочка и минус к баллистике.
Хотя с другой стороны, смотрится всё же феерично, эти все огненные шары и стрелы на фоне сумрачного тевтонского леса. Пусть сомнительно в военном смысле — но стоит того ради художественного эффекта.
И задумка с этой канавой, куда наливают горючую жидкость, чтобы разом по команде все лучники поджигали свои стрелы — интересная. Как бы символизирует продуманность и организованность римской военной машины, и плевать, если на самом деле римляне этого не делали (да и вообще не очень-то использовали лучников как таковых, предпочитая баллисты и скорпионы).
Не, круто, круто по-любому бой поставлен.
И обходной манёвр конницей в малознакомом лесу — ну, сомнительно, конечно, но зато — как дерзко!»
Второй Гладиатор:
«Они подплывают на кораблях прямо к стенам города и прямо сходу штурмуют? Где я видел подобное? А! В заставке ко Второму Воркрафту, что, конечно, уже тоже можно считать «достоянием античности».
Там, правда, воины не прыгали «с корабля на вал» - но чем-то похоже.
Что ж, будем считать, эпично.
Что? Требушеты в древнем мире? Ну, на самом деле странно, что их не было вплоть до Средневековья. Ей-богу, инженерно-то они гораздо проще римских онагров. Будем считать, что были, просто не попадались на глаза ни Витрувию, ни Вегецию.
Вообще, не будем придираться по мелочам… и даже к «верховому» носорогу придираться не будем: ну, вот знали, видать, слово волшебное, как заставить эту тупую махину слушаться поводьев. И акулы при навмахии в Колизее — почему нет? Что, трудно транспортировать, нужно постоянно промывать жабры? Ну вот как-то промыли, насосы в бочку поставили.
Первый Гладиатор
Линия Коммода.
Вообще-то, он не убивал папу своего Марка Аврелия. Даже и близко рядом не был с тем военным лагерем, где тот скончался от чумы. Но — разве в этом вина Ридли Скотта? Главное, Коммод реально был тот ещё упырь, и вполне мог бы придушить папашу, если б он вздумал назначить преемником кого-то другого. В любом случае, получилось весьма драматично, даже пронзительно.
И вообще, «настоящий» Коммод — он был, наверное, более примитивным и менее интересным упырём, чем этот шикарный утонченный психопат в исполнении Феникса.
Тут-то — классный получился персонаж. Вот что-то явно есть от Калигулы Макдауэлла — но всё же другой. И просто лапочка: все залы рукоплещут, когда Максим его закалывает.
И да, я в курсе, что Коммод правил дюжину лет (пока его не задушил нанятый борец), а этот, в фильме — от силы год. Но - who cares? Тут — он успел раскрыться за это время в полной мере, а значит — чего тянуть?
Второй Гладиатор:
Вот эти два малёваных катамита — это кто? Братья-сопровители Каракалла и Гета? Гхм! И они вот так дружно властвуют в Риме? Ну, спасибо хоть, не показали, как целуются в обнимку на одном троне.
Вообще-то, Каракалла грохнул Гету, прямо на руках у их общей мамаши Юлии Домны, едва только они вернулись в Рим из Британии после смерти Септимия Севера. И это сама по себе была очень занятная история, очень такая «киногеничная». Так какого хрена её перекручивать, упрощать, уплощать — и ради чего?
И как там, бишь, сенаторы обращаются к императору? «Каракалла»?
Ну, это для историков он «Каракалла». Но это не имя, это прозвище. От названия галльской накидки с капюшоном, которую он любил носить. И может, он при жизни не возражал против своего прозвища — но не в тронном же зале?
А то, попробуйте ещё Калигулу обозвать «Калигулой» («Башмачком») в глаза да при свидетелях!
Впрочем, дело не в том, как обзывают этих «императоров». И даже не в том, что они не были в Риме соправителями, а очень быстро остался только один Каракалла, парень безусловно весьма жёсткий, но, возможно, не такой уж кретин (его ход с предоставлением римского гражданства всем свободным жителям империи — был не таким уж глупым).
Дело в том, что здесь, в фильме, эта парочка злобных имбецилов на троне — попросту неинтересна. Вот от слова «совсем».
Да и вообще политика — как-то совсем тут неинтересна.
В первом Гладиаторе — политические трактовки могли показаться несколько упрощёнными и наивными, но ту же претензию можно предъявить кое-где и Шекспиру. Можно считать, закон жанра — не грузить зрителя всеми перипетиями.
В Гладиаторе №2 политические заморочки и движения — они просто идиотские, высосанные из пальца, непонятно к чему и зачем натянутые.
Такое впечатление, что сценарий писали люди, которые не удосужились даже в рамках Википедии ознакомиться с римской историей того периода.
В реальности в начале третьего века — так гораздо интереснее бывала движуха, чем намутили сценаристы».
Впрочем, в оправдание их — возникла одна версия, когда прозвучало, чей именно город атаковал римский флот в начале фильма.
Я-то всё голову ломал — вроде, где-то в Африке должно быть, но что именно подразумевается?
Прозвучало название «Нова Африка».
Подумалось: она чего, восставала, что ли, тогда, после смерти Коммода, откладывалась от империи?
Потом прояснилось: оказывается, это была Нумидия, а поверженный её правитель — Югурта.
Ну да.
Была такая страна, и был такой у неё правитель. В его честь и война с Римом называлась — Югуртинская.
Правда, это было немножко раньше. Века на три.
На той войне, собственно, поднялся Корнеллий Сулла — диктатор, которого можно в каком-то роде считать «предтечей» будущих императоров, «провозвестником» самое возможности концентрации политической власти в Риме, но вот — слишком уж много воды и кровищи утекло с тех пор ко времени действия фильма.
И Нумидия давно уж стала римской провинцией, и никаких суверенных царей там быть не могло, чтобы приволакивать их в Рим в оковах.
Это примерно как если бы кто-то стал снимать фильм про нынешнюю путинскую войну против Украины — и там бы за главного был «гетман Мазепа».
Примерно такое же соответствие эпох и личностей.
И вот тут подумалось, что, возможно, изначально это были два разных сценария.
И в одном — предположим, речь шла как раз об эпохе Суллы и его войн с Югуртой. А этот «Ханна», главный герой — допустим, потомок Ганнибала, прибившийся к нумидийцам после окончательного поражения Карфагена.
Но вот, возникло подозрение, решили «спаять» два сценария, скрестить первый век до Джизуса с третьим после, потомка Ганнибала сделать внуком Марка Аврелия, а Югурту — перенести как есть, потому что он негр, и, значит, торжество «расовой справедливости».
Что ж, я даже не буду вникать, какой фенотип преобладал у нумидийцев - европеоидный «берберийский» или негроидный.
Да пусть и негроидный — Нубия, поди, не так далеко.
И не буду задаваться вопросом, мог ли также и Макрин, убийца и преемник Каракаллы, быть негром.
Про него говорилось, что его называли «мавром», поскольку он родился в тех краях, но при этом был он чистокровным и высокородным римлянином (как, скажем, и Септимий Север, отец Каракаллы и Геты, родившийся тоже в Африке, как раз в Нумидии, уже насквозь римской Нумидии).
Но, допустим, что Макрин был чёрным. В конце концов, Дензел Вашингтон — неплохой актёр, ради него можно сделать патриция негром, не убудет.
И Педро Паскаль яркий актёр, он мне ещё с Игры Престолов приглянулся, и в The Last of Us хорош — и тут в роли полководца «Акация» смотрится недурно (возможно, подразумевается какой-то намёк на Аэция — но тот был сильно позже).
Исполнителю главной роли, правда, далековато до Рассела Кроу, он не умеет насупливаться так сурово — а его речь к римским легионерам с мессаджем: «Давайте сделаем наш Рим пристанищем для всех слабых, страждущих и обиженных» - попросту смехотворна.
Да такие речи — и в современной Европе не больно-то успешны у народных масс, судя по растущей популярности «правых» партий.
Но главное — фильм просто сам по себе никакой, во всех отношениях.
Просто — не за что зацепиться, некому сопереживать. А я так устроен, что когда есть, за что зацепиться и кому сопереживать — я запросто проглатываю фактические огрехи.
А когда нет — то любая даже мелкая несуразица колет глаз и першит в горле.
Нельзя сказать, что раньше не создавались дурацкие и «ниочёмные» поделия «типа, про Рим», с вымученными сюжетами и невнятными персонажами - но то были кины «класса Б».
Здесь — вроде как фильм «первого ранга», с изрядным бюджетом, но всюду — ощущение какой-то дешёвости и «пластмассовости».
И в картинке — тоже.
Вот анимация в титрах, с отсылками к первому фильму — была довольно миленькая, даже художественная.
На том, правда, художественность и кончилась.
Вот все эти пафосные батальные сцены с как бы «ошеломительным» визуалом — такая же халтурная, аляповатая и ненатуральная графика, что во втором Аватаре (понятно, что среди некоторых критиков принято восторгаться и тем, и другим — но, вероятно, по причине чрезмерной их погружённости в монитор… что ли).
Бабуины-убийцы на арене — просто ужасны. На движке компьютерных игрушек получше делались анимации — причём, уже в конце девяностых.
В общем, я собрался посмотреть этот фильм — с очень доброжелательным настроем, но — не нашёл там практически ничего, на что бы стоило смотреть без зевоты или рвоты.
|
</> |