Духовный мир овощей


То есть выпадает первый снег, иногда он аж до февраля заставляет себя ждать.
Грустно смотреть на прихваченные морозом растения, но зато они напомнили мне одну забавную историю, случившуюся, когда я работала в вальдорфской школе. Кто не в курсе - это заведение из тех, где родителям обещают сделать из их отпрысков нечто особенное, а на деле учат кое-как, но зато не ставят оценок и позволяют детям называть учителей на "ты". А главное - не забывают постоянно рассказывать мамам-папам, каких гениев они родили.
Среди тех, кто там работал, были и стукнутые пыльным мешком безработицы бывшие гэдээровские учителя, и западные энтузиасты креативной педагогики. Например, фрау Эйман, покинувшая родные пенаты, чтобы нести свет разума туземцам дикой восточной Германии. В плане высоты и ширины она выделялась на общем фоне, как бегемот среди лягушек на реке Лимпопо, не говоря уже о том, что одевалась с шиком, свойственным бомжам и рьяным борцам за права крапивы и пауков. То есть на ногах - растоптанные лапти, нагло притворяющиеся туфлями, а выше - бесконечное число слоев чего-то тусклого, висючего и очень натурального.
Несмотря на такой вид, фрау Эйман была ударником капиталистического труда, новатором и даже стахановкой креативной педагогики. И, хотя она и слов-то таких отродясь не слыхала, хорошо это понимала. Поэтому очень настаивала, чтобы испорченные фактом рождения при коммунистах новички, вроде меня, посещали ее уроки - в порядке избавления от предрассудков социалистической педагогики и приобщения к ценностям демократии, так сказать.
И вот однажды сижу у нее на уроке немецкого в восьмом классе и впитываю всеми органами чувств ее особо креативный метод. Состоял он в том, чтобы заставлять детей писать сочинения от лица разных неодушевленных предметов, начиная с хлеба, молока и овощей и кончая стульями, тачками или лопатами - надо полагать, чтобы проникнуться их чувствами, мечтами и страданиями и рассказать о них остальным.
В тот день она как раз разбирала итоги проникновения детей в духовный мир овощей:
- Франци, я как-то не почувствовала, что ты пишешь именно от лица морковки. Ты не вникла в ее душу! А вот читая, что написала Кати про кочан капусты, я загрустила и даже замерзла - когда он остался в поле на зиму, и выпал первый снег. Отлично, просто отлично, Кати!
Но Франци явно обиделась на такой отзыв про ее раскопки в глубокой морковной душе. И, приученная - как, впрочем, и все дети в этой школе, не стесняться, тут же громко откликнулась:
-А это потому, что ты сама больше похожа на капусту, а не на морковку!
Весь класс весело заржал. А фрау Эйман застыла в изумлении - ни дать, ни взять,тот самый одинокий кочан, оставленный зимовать на поле...
|
</> |