Дух Гималаев

топ 100 блогов svetla_k30.01.2024

30 января - День Памяти Святослава Николаевича Рериха (23.10.1904 — 30.01.1993)

Ниже отрывок из очерка Святослава Николаевича «ДУХ ГИМАЛАЕВ»

Н.К.Рерих. Гималаи (1936 или 1937)
Н.К.Рерих. Гималаи (1936 или 1937)

«Уже многие годы я близко знаю Гималаи – и мощные горные цепи на западе, и взмывающие ввысь пики на востоке. Мои первые впечатления и образы, навеянные их несравненной красотой и величием, с годами становились еще более живыми и яркими. Постепенно их внешний облик и сокровенная суть обретали новый смысл, сливались воедино и преображались той силой, которая заключена в необыкновенной многозначности Гималаев, этого Великого Храма Природы, предназначенного для подлинных искателей Истины во всех ее проявлениях.

С незапамятных времен самые лучшие устремления человечества, самые возвышенные концепции и легенды сплетались вокруг Гималаев.

Во всем мире, когда бы ни произносилось слово «Гималаи», люди становятся сосредоточенными, и особое стремление и ожидание освещает их лица. И дело не только в огромных высотах, зове непокоренных вершин, неоткрытых ледниках и долинах или сказочном богатстве растительного и животного царств; помимо этих внешних притяжений есть что-то еще..  Слово «Гималаи» имеет для внемлющих более возвышенное и глубокое значение, словно бы невидимое духовное воздействие живет в нем самом, – особый магнит, сделавший Гималаи великим центром духовного паломничества.

Н.К.Рерих. Путь на Кайлас. 1932
Н.К.Рерих. Путь на Кайлас. 1932

Бесчисленны святилища и пещеры, разбросанные по долинам и склонам Химавата [1]. Каждый знает Кайлас, Манасаровар, Бодринат, Кедарнат, Равалсар, Трилокнат, пещеры Арджуны [2] и Миларепы [3] – эти центры духовных поисков и устремлений. Но сколько неизвестных, сокрытых святилищ еще ждет подлинных искателей Истины на той или на другой стороне горной цепи!

Великие Риши [4] устремлялись в своих священных поисках к Гималаям. Мощные Учения и Доктрины зародились под их вознесенными ввысь пиками. Разве не знаменательно, что во всем мире Великие Учителя любой расы и веры всегда шли к вершинам, чтобы найти здесь глубочайшие откровения? Способствуют ли большей ясности мысли высота, вечные снега, разреженная атмосфера, или же дело в возвышении над суетой жизни?

Те из вас, кто уже восходил на большие высоты, знают, насколько активным становится ум, каким легким и даже не обязательным становится сон. Не эти ли качества притягивали великих искателей Истины с незапамятных времен?

Чистые мысли рождаются в чистых местах – в местах, не загрязненных низменными страстями, порождаемыми в борьбе за существование и самоудовлетворение.

Н.К.Рерих. Вьяса Кунд. [Виасакунд] 1932
Н.К.Рерих. Вьяса Кунд. [Виасакунд] 1932

Караван вблизи высочайшей точки перевала. Люди сходят с лошадей и собирают яркие примулы; благоговейно возлагают они эти подношения на соседние скалы: «Дэвам, живущим на тех Вершинах». Истинно, это есть чувство, бессознательно выражаемое каждым, когда произносится слово «Гималаи» – Обитель Дэв [5].

Великие Мудрецы и Риши, конечно, могли соприкасаться с этими духовными веяниями, иначе бы они не стремились обратиться к этим мощным вершинам. Эти великие души, эти блестящие умы, давшие нам самые возвышенные философские учения и системы, могли ли они когда-либо быть заподозрены в незнании, какое место было лучшим для рождения трансцендентальной мысли?

Эти великие философы толковали тайны Природы задолго до того, как наука смогла их наглядно продемонстрировать, – атомную теорию, теорию относительности и вибраций, майю [6] и таттвы [7]; они говорили о телепатии задолго до того, как была открыта способность человеческого мозга излучать волны. ...»

Н.К.Рерих. Гималаи. 1945
Н.К.Рерих. Гималаи. 1945

«... Паломники собираются у придорожного святилища: «Слышали ли вы когда-нибудь о Сияющих, о снежных людях и о тех, Кто живет по ту сторону вечных снегов» Неспешно течет рассказ, внимательны лица. Новая надежда и понимание объединяют этих случайно, ненадолго встретившихся людей.

В основе каждой легенды, каждого апокрифа всегда есть некоторая доля истины.  

Искания духа остаются наипервейшим усилием человечества, врожденным стремлением к чему-то, лежащему за пределами очевидной пустоты обыденной жизни. Все великие умы размышляли над тайнами жизни и смерти и говорили нам о том, что эта жизнь здесь, на Земле, это короткое мимолетное существование – не простая случайность: прийти и уйти, унесенными смертью для некой неизвестной цели. Эта жизнь – лишь средство приобретения опыта для духа, и когда земное существование подходит к концу, человек переходит в другую сферу и в иное состояние.

Н.К.РЕРИХ. СВЯЩЕННЫЕ ГИМАЛАИ. 1934
Н.К.РЕРИХ. СВЯЩЕННЫЕ ГИМАЛАИ. 1934

«.. Можно ли логически допустить или поверить, что творения человеческой мысли, философские системы, прекрасные произведения искусства и все проявления человеческого гения, переживающие века и тысячелетия, – всего лишь результаты имеющего пределы ума, а творец, вызвавший их к жизни, исчез и более не существует?

Поверх всех пожарищ и раздоров, поверх всех разрушений и насилия покоится вечное понятие Духа.

Величественно стоят Гималаи, к небесам устремлены горные вершины. В продуваемых ветром долинах и ущельях Гуру Чарака [8] собирал свои драгоценные целебные травы. 

Н.К.Рерих. Чарака Аюрвед. 1932
Н.К.Рерих. Чарака Аюрвед. 1932

Сюань Цзан, этот замечательный китайский путешественник, тринадцать столетий назад описал лекарственные растения, встречающиеся в Гималаях. Пандавы [9] приходили сюда отдохнуть, измученные великой битвой, а тибетский поэт-святой Миларепа слушал эхо Природы и Голоса Свыше.

Н.К.Рерих. Миларепа Услышавший. 1925
Н.К.Рерих. Миларепа Услышавший. 1925

Какие воспоминания хранятся в могучих складках этих гор! Великий Гаутама [10] в поисках спасения человечества, Риши Вьяса [11], Риши Нарада [12], Риши Агастья [13] – бесчисленны благородные души, обретавшие свои лучшие вдохновения под сенью этих вознесенных пиков и несущие их вниз мятущемуся человечеству, зажатому в тисках невежества и эгоизма. 

Н.К.Рерих. Будда Победитель. 1925
Н.К.Рерих. Будда Победитель. 1925

Великий Пифагор, Аполлоний Тианский [14] – несомненно, они соприкасались с этими просветленными людьми, ступая по индийской земле в поисках мудрости.

Лама говорит: «Я должен идти, мой Учитель зовет меня, его странствие на земле подходит к концу».

«Но где он живет, твой Учитель?»

«Он теперь у Кайласа, и мне потребуются месяцы, чтобы добраться до него».

Так говорит лама-отшельник, слышащий голос своего Гуру за тысячу миль.

Тайны все еще живут на склонах Гималаев. Они открываются тому, кто ищет их с чистым сердцем, а не ради любопытства или насмешки.

Н.К.Рерих. Пещера Миларепы. [Пещера Миларайпы] 1931
Н.К.Рерих. Пещера Миларепы. [Пещера Миларайпы] 1931

Давайте смотреть непредубежденно на истинное понимание жизни; мы найдем его повсюду вокруг нас, и оно обновит наше мировоззрение и привычки. Как чудесно обогатится жизнь, стоит нам только прикоснуться к этим вечным ценностям – все приобретет другой смысл и значение. И именно теперь, в эти дни Армагеддона [15], мы должны думать о высших истинах, сущих и вечных, лежащих поверх каждого столкновения и разрушения. 

Над опустошительными раздорами царит дух Гималаев, очищающий своим воздействием весь мир. Мы находим его в возвышенных философских системах, мы находим его в искусстве, в поэзии, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре.

Великий храм Кайласанатхи в Эллоре – его очертания были навеяны священными вершинами Кайласа, чтобы напоминать о них и вдохновлять тех, кто находится далеко от этих мощных вершин, так много значивших для создателей храма.

Н.К.Рерих. Сожжение тьмы, 1924 год
Н.К.Рерих. Сожжение тьмы, 1924 год

Как незабываемо прекрасны эти величественные горы: мы видим в них все возможное разнообразие формы и цвета. Через узкие ветреные ущелья мощные реки несут весть снегов в отдаленные равнины, три священных жизнедателя для миллионов трудящихся – Ганг, Брахмапутра и Инд! Водопады преломляются в тысячу радуг, а неумолимые ледники низвергаются вниз, в темные пропасти. Вездесущий, всепроникающий пульс жизни, разбивающий, сокрушающий скалы и создающий сверкающие кристаллы. Вечный Протей-Жизнь [16], в своих бесконечных проявлениях сочетающий и разъединяющий формы, разлагающий их, чтобы с новым импульсом возродить опять, уже в другом сочетании.

Поистине можно сказать, что такие богатства природной красоты, как в Гималаях, не увидишь больше нигде на этой Земле.

Канченджанга, страж пяти сокровищ, подобная бесценному ожерелью из мерцающих розоватых жемчужин над туманными долинами и холмами – трансцендентальный образ иного мира возвышенной красоты, устремляющей наш дух ввысь.

Химават! – Место рождения бессмертной мысли, самые возвышенные образы витают над твоими могучими вершинами. Шамбала, Священный Грааль, Небесный Иерусалим – символы связующих стремлений и мечтаний столь многих веков и народов, чаяния и искренняя надежда страждущего человечества, вечное утверждение великих мыслителей.

Химават Прекрасный, ты дал нам величайшие сокровища и навечно останешься ты стражем Великой Тайны – Священного Союза Неба и Земли.»


ИсточникС.Н. Рерих «Дух Гималаев» (1940)


[1] Химават (санскр. снежный, место зимы) – другое название Гималаев.

[2] Арджуна – один из главных героев индийского эпоса «Махабхарата».

[3] Миларепа – великий тибетский святой, глубоко почитаемый всеми сектами тибетского буддизма; жил в ХI в.

[4] Риши (санскр.) – святой мудрец, провидец.

[5] Дэва (санскр.) – бог, божество, небожитель.

[6] Майя (санскр.) – иллюзия; в философии индуизма все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию.

[7] Таттвы (санскр.) – типы сущего, различные принципы в природе.

[8] Чарака – автор медицинских трактатов, жил в I–II вв.

[9] Пандавы – букв. потомки Панду; пятеро сыновей легендарного царя Панду, герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата».

[10] Будда Гаутама (VI в. до н.э.) – основатель буддизма.

[11] Вьяса – один из семи божественных мудрецов древности, которому приписывается создание «Махабхараты», многих Пуран и редакция Вед.

[12] Нарада – самый популярный из семи легендарных мудрецов, изобретатель струнного музыкального инструмента вина.

[13] Агастья – один из семи легендарных мудрецов, упоминающийся в качестве создателя ряда гимнов в Ригведе.

[14] Аполлоний Тианский – древнегреческий философ, жил в 3 г. до н.э. – 97 г. н.э.

[15] Армагеддон (греч. от евр.) – великая битва между силами Света и тьмы, предсказанная всеми древнейшими пророчествами в писаниях всех народов.

[16] Протей (греч.) – в древнегреческой мифологии морское божество, обладающее способностью принимать облик различных существ; аллегория материи.


#такаязима  #60цитат

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Новогодний Арбат всегда красиво украшен. Но, в этом году его превратили в лес . Как впрочем, и все  основные площади Москвы. Когда теперь я хожу по Арбату, то у меня невольно ...
МА-РА, МАТЬ СВЕТ- Богиня Смерти? О какой смерти идёт речь, если у нас Свет- это жизнь? Мы живём на Белом Свете. Может переход от чёрного к белому- это тоже смерть? Смерть чёрной материи и рождение её в белом свете, так, как устроено наше зрение?.. Черное и белое у нас существует ...
За самовывоз раздается:1. Фотоувеличитель "Ленинград", рабочий. Большой и тяжелый. ...
......  не постится, не пишется. Ещё это состояние нестояния не проходит. Я тут первый раз за 2 года приболел, сопли/горло/кашель/теремпатура/весьнабор - и что самое гнусное почти не проходит, только что кашлять перестал. Не ковид Уже люто ненавижу ...