DSch
evrica-taurica — 25.09.2024 25 сентября 1906 года родился Дмитрий ШОСТАКОВИЧИНТЕРВЬЮ С ИРИНОЙ ШОСТАКОВИЧ (2006 год)
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=354
- При первом знакомстве я сказала, что вы симпатичная, и
вдруг встречаю то же слово в описании Дмитрия Дмитриевича: «Мою
жену зовут Ирина Антоновна... она очень хорошая, умная, веселая,
простая, симпатичная. Носит очки, буквы «л» и «р» не
выговаривает...» Еще: «У нее имеется лишь один большой недостаток:
ей двадцать семь лет». Недостаток прошел. А какое чувство, что мужу
- сто лет?
- Никакого особенного. Только то, что его нет. А мог бы быть.
- Живя рядом с ним, вы сознавали, что он трагическая
фигура?
- Я сознавала, но кто у нас не трагическая фигура, кого ни возьми,
каждый - герой нашего времени.
- Есть масштаб личности. Он с вами говорил о том, что
переживал?
- Иногда что-то, по ходу жизни, а так, чтобы исповедоваться - нет.
Он был достаточно замкнутый человек. О себе рассказывать не
любил.
- А вы не спрашивали...
- Я, наверное, не спрашивала. Один раз спросила, довольно неудачно,
насчет вступления в партию. Потому что я была на том собрании в
Доме композиторов, где это происходило. Он сказал: если ты меня
любишь, никогда об этом не спрашивай, это был шантаж. Мы достаточно
тесно жили друг с другом. Он был болен, и его жизнь проходила через
меня, я нужна была все время. Собственно, между мужем и женой какие
разговоры? Посмотришь - и уже все ясно. По спине даже. По выражению
спины.
- Вы плакали когда-нибудь в замужестве с ним?
- Нет, я не плакала.
- Вы вообще не плачете?
- Нет, думаю, что плачу когда-нибудь. Немцы вот фильм снимали о
нем, я стала им рассказывать про «эзопов язык», они не понимают, я
стала объяснять, стала вспоминать и поняла, что просто плачу.
- Он плакал...
- Один раз, меня потрясло, когда его с репетиции Тринадцатой
симфонии вызвали в ЦК, мы приехали домой, и он бросился в постель и
заплакал. Сказал, что его будут заставлять снять премьеру. Это было
на следующий день после известной встречи Хрущева с интеллигенцией,
Дмитрий Дмитриевич - знаменитый композитор, а в ЦК все взвешивали,
запретить премьеру или разрешить. К моменту, когда он приехал в ЦК,
решили, что лучше разрешить. А потом уже запретить.
Он плакал, когда его заставляли вступить в партию. Друг писал, как,
придя к нему ранним утром, стал свидетелем тяжелой истерики.
Шостакович плакал громко, в голос, повторяя: «Они давно преследуют
меня, гоняются за мной...» Друг напомнил, как часто Шостакович
говорил, что никогда не вступит в партию, которая творит насилие. В
ответ Шостакович заявил о твердом решении не являться на собрание.
«Мне все кажется, что они одумаются, пожалеют меня и оставят в
покое». Он, правда, не явился - в назначенный день. Явился в
другой. Читая по бумажке: «Всем, что есть во мне хорошего, я
обязан...» - вместо «партии и правительству» драматически
выкрикнул: «...моим родителям!»
- Это была ваша первая любовь?
- Настоящая - первая.
- Сначала он вас полюбил?
- Думаю, взаимно. Мы лет пять-шесть были знакомы. Было какое-то
влечение.
- А как вы познакомились?
- Я работала литературным редактором в издательстве «Советский
композитор», когда там печаталась его оперетта «Москва, Черемушки».
Один из авторов либретто сделал по моей просьбе поправки, я пришла
согласовать их и передать еще один текст с предложением автора -
написать дополнительный номер. Дмитрий Дмитриевич сказал: я больше
ничего писать не буду. Прошло много времени. Был пленум
композиторов, там играли симфонические миниатюры Кара-Караева, я
хотела послушать и просила сослуживца, члена Союза композиторов,
провести меня. Он обещал, а потом звонит: идти не могу, попрошу
Дмитрия Дмитриевича провести. Он провел. Я думала, он пойдет по
своим делам, но он прошел со мной в зал, мы сели, и в этот ряд
никто больше не сел, что меня поразило, все шли по проходу и
смотрели на нас.
- Однажды был пустой ряд, когда он подвергся сокрушительному
разносу, и никто не захотел сесть рядом.
- Это была другая история. А потом он позвал меня прийти к нему на
Кутузовский. Я пришла. И он объяснился. И довольно быстро сделал
мне предложение, а я так же быстро сказала, что это невозможно.
- Почему?
- Потому что его дети - почти мои ровесники. Потому что
знаменитость, будут говорить: поймала... Прошел еще год, когда мы
не виделись. А потом встретились, и сразу оба пошли навстречу друг
другу.
- А как дети вас приняли?
- Он, не знаю, каким образом, дал понять, что, если обидят меня,
обидят его.
- И вас не смущало, что он вдвое старше?
- Знаете, он был очень очарователен. Ясно, что такие люди не вдруг
встречаются на свете.
Первый раз он собрался жениться совсем юным. На Тане Гливенко,
дочери известного филолога, познакомились в Крыму. Мама, с которой
Митя был крайне близок, не допустила брака. Не жаловала она и
вторую любовь Мити Нину Варзар, дочь известного юриста. Колебания
Мити были так сильны, что он не пришел на собственную свадьбу.
Через полгода помирились и поженились, родились Галя и Максим. Нине
он посвятил чувственную музыку «Леди Макбет» («Шостакович,
несомненно, главный создатель порнографической музыки в истории
оперы», - писала не советская, а американская пресса).
Через три года после смерти Нины Васильевны на каком-то мероприятии
он подошел к работнице ЦК комсомола Маргарите Андреевне Кайновой и
спросил, не хочет ли она стать его женой. Через пару лет он сбежит
от нее. Когда ее укоряли, что у нее всегда гости, а муж музыкант,
он должен работать, она отвечала: ну и что, что музыкант, у меня
первый муж тоже был музыкант - на баяне играл.
- И при том азартный карточный игрок!
- А почему нет? Он мне даже говорил, что в молодости выиграл в
преферанс существенную сумму для покупки кооперативной
квартиры.
- У вас был открытый дом?
- Да, бывало много людей. У нас была очень хорошая домработница
Марья Дмитриевна Кожунова. До войны была ее крестная Федосья
Федоровна, потом она, и уже до конца. Она готовила. Когда в 48-м
музыку Дмитрия Дмитриевича перестали играть, в семье совершенно не
стало денег, Федосья Федоровна и Марья Дмитриевна собрали все, что
заработали в этой жизни, и пришли к Дмитрию Дмитриевичу: возьми,
будут деньги - отдашь.
- А потом Сталин подарил ему сто тысяч...
- Но Дмитрий Дмитриевич смешно рассказывал, как он ехал в трамвае,
вошел потомок Римского-Корсакова и на весь трамвай закричал: а
правда, что Сталин подарил вам сто тысяч, чтобы вы не огорчались?
Дмитрий Дмитриевич повернулся и выскочил из трамвая на ближайшей
остановке.
Когда был объявлен конкурс на гимн, в котором приняли участие 40
поэтов и 165 композиторов, Сталин решил, что в финал выйдут пять
гимнов: генерала Александрова, руководителя Краснознаменного хора
Красной Армии, грузинского композитора Ионы Туския, отдельно
Шостаковича и отдельно Хачатуряна и их же - вместе. Это было
специальное поручение Сталина, и, судя по всему, шансы имел именно
последний гимн. Сталин предложил мелкие поправки, спросив, хватит
ли авторам трех месяцев. Шостакович быстро ответил, что и пяти дней
довольно. Ответ не понравился Сталину. Он, видимо, считал, что
нужен долгий, кропотливый труд. И гимн выбрал генеральский.
Сталин играл с Шостаковичем в кошки-мышки, так же, как с Булгаковым
и Пастернаком. В 49-м вождю понадобилось, чтобы композитор выехал в
США в составе группы деятелей культуры. Композитор наотрез
отказался. Вождь сам позвонил ему: почему отказываетесь? Услышав
ссылку на здоровье, пообещал прислать врача. Тогда Шостакович
сказал: что же я поеду, когда моя музыка запрещена? Буквально на
следующий день появилось Постановление с выговором Главреперткому и
отменой запрета. По указанию Сталина Шостаковичу предоставлялись
новая большая квартира, зимняя дача, автомобиль и деньги в размере
100 000 рублей.
Когда, уже после смерти Сталина, Постановление 48-го года было
вовсе отменено, Шостакович со свойственным ему нервным юмором
позвонил Ростроповичу и Вишневской, чтобы шли к нему скорее пить
водку за «великое историческое постановление» об отмене «великого
исторического постановления».
- Зощенко говорил о нем как о человеке глубокого внутреннего
конфликта: да, он искренний, открытый, но в то же время жесткий,
едкий, умный, сильный, деспотичный, очень противоречивый, но только
противоречия и рождают великого художника. Он был сложен в
общежитии?
- Для меня нет. С разными людьми он был разный. Что касается
внутреннего конфликта - ко мне приходил режиссер: какой, мол, образ
Ленинграда избрать, чтобы передать характер Дмитрия Дмитриевича. Я
бы сказала, что не только Дмитрий Дмитриевич, но все мы жили на
ветру, в Ленинграде бывают такие пронизывающие ветры, вроде и не
сильные, но очень холодные. Жизнь на ветру и соответственно этому
напряжение. Ленинград вообще формирует личность, ленинградцы - это
определенный тип.
А Дмитрий Дмитриевич был еще петербургского воспитания, это
предполагает вежливость, сдержанность, точность в поведении.
- Дмитрий Дмитриевич расспрашивал про вашу жизнь?
- Он знал. В общих чертах. Вокруг самого Шостаковича сжималось
кольцо. Когда после изъятия из репертуара оперы «Леди Макбет»,
балетов «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей» на него наклеили
ярлык «врага народа», до физической расправы оставался один шаг.
Тесть был отправлен в лагерь под Караганду. Арестован муж старшей
сестры Марии барон Всеволод Фредерикс. Мария выслана в Среднюю
Азию.
Адриан Пиотровский, возглавлявший «Ленфильм», вызвал Шостаковича к
себе и предложил написать о взаимоотношениях с арестованным
маршалом Тухачевским. Дело было в субботу. «Самым страшным было то,
- признавался Шостакович, - что надо еще было прожить воскресенье».
Явившись в понедельник, он увидел заплаканную секретаршу:
Пиотровского взяли.
А 13 июня 1937 года в прессе появилось сообщение о расстреле
Тухачевского, с которым Шостакович дружил.
- Вы себя считаете счастливой женщиной?
- Пока он был жив - да, конечно. Очень. Он все брал на себя.
- Есть другая версия: что он был как ребенок.
- Нет. Он определял нашу жизнь - куда пойдем, куда поедем, что
будем делать.
- Как он к вам относился? Как к другу, как к
младшей?
- Как к части самого себя.
- То есть был очень близкий союз?
- Я думаю, что да. Была такая твердая основа. Фундамент крепкий.
Что бы ни случалось, мы знали, что стоим твердо. Надежность во
взаимоотношениях. И радостей было много.
Закончив потрясающий Восьмой квартет, он в своей характерной
мрачно-иронической манере сообщил другу: «...написал никому не
нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я
когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение,
посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое.
Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора
этого квартета»...
На самом деле это ужасно, когда в последней части - две эпитафии, и
одна из них - мне. Вот он сидит, живой, теплый человек - и такое
пишет.
- Он назвал темы сюиты: Мудрость, Любовь, Творчество, Смерть,
Бессмертие. Он вам это сыграл?
- Сыграл. И посвящение показал.
- Как вы прореагировали?
- Я поблагодарила.
- Я понимаю, а внутри?
- Я испугалась.
- Я думала об одном, редко встречающемся качестве - сарказме
в музыке. Откуда это у Шостаковича?
- Митя с молодости любил Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Зощенко, это
первое. А второе... Я была однажды в квартире Ладо Гудиашвили, его
вдова показывала рисунки, закрытые тканью, сказав, что никому их не
показывает. Тогда, когда были «исторические постановления»,
Гудиашвили тоже ходил на эти собрания-заседания. А вернувшись
домой, давал себе волю в сатирических рисунках. Например, лежит
прекрасная женщина, и по ней ползают человечки с ножами: уничтожают
красоту. От жуткого раздражения все. И Дмитрий Дмитриевич сочинял
«Антиформалистический раек» в стол, душу отвести, он же не думал,
что это когда-нибудь исполнят.
Во введении к партитуре упомянут Опостылов, под которым выведен
один из бессовестных гонителей Шостаковича, музыковед-аппаратчик
(сегодня сказали бы: политтехнолог) Павел Апостолов. Музыка и жизнь
сходятся - как фарс и как драма. 21 июня 1969 года в Малом зале
Консерватории - общественное прослушивание необыкновенной
Четырнадцатой симфонии. Шостакович, уже очень нездоровый,
неожиданно выходит на сцену, чтобы предварить исполнение
несколькими словами. В том числе цитатой из Островского,
прозвучавшей так: «Жизнь дается нам только один раз, а значит,
прожить ее нужно честно и достойно во всех отношениях и никогда не
делать того, чего пришлось бы стыдиться». Биограф Шостаковича
описывает дальнейшее: «Во время этого выступления в зрительном зале
неожиданно возник шум: бледный как мел человек покинул зал... И
когда в последней части прозвучали слова «Всевластна смерть. Она на
страже...», в коридоре Консерватории лежали уже лишь останки
человека, который за полчаса до
того, собрав последние силы, сумел выйти из зала. Это был Павел
Апостолов».
- Как уходил Дмитрий Дмитриевич?
- Он болел много лет, не могли найти источник болезни. Говорили,
что-то вроде хронического полиомиелита. Клали в больницу. Пичкали
витаминами, заставляли заниматься физкультурой. Полгода пройдет -
опять. Слабели правая рука, правая нога. Дмитрий Дмитриевич очень
страдал, что не может играть на рояле. Когда на него смотрели,
нервничал, двигался хуже. Два инфаркта. Потом рак. Опухоль была в
средостении, ее не смогли увидеть. Какое-то время я давала ему
лекарство на корнях аконита, посоветовал Солженицын, в Киргизии
делали настойку, и я попросила Айтматова привезти. Это не
вылечивает, видимо, но останавливает развитие опухоли. Известный
рентгенолог Тагер посмотрел томограммы и сказал, что все хорошо,
ничего нет, я перестала давать лекарство, а очень скоро врачи
собрались и сказали: ах, уже ничего нельзя сделать. Он был дома,
потом в больнице. Когда сказали, что все плохо, я попросила
выписать нас. Потом ему стало плохо, его опять увезли.
- И как вы?
- Что я? Я осталась. Когда его не стало, я решила, что я, пожалуй,
буду жить так, как будто он есть, как будто нас двое, и я должна
максимально разбираться, как для него лучше. Лучше в музыке,
поскольку это главное для него.
- А вы не хотите написать воспоминания?
- Не хочу.
- Почему?
- Он сказал однажды: если будешь писать обо мне воспоминания, с
того света буду являться. Кому какое дело, как мы жили. Как сумели,
так прожили.
- Он вам снится?
- Нет. Он говорил, что покойники снятся к перемене погоды. Мне
дважды снился один сон, будто я в ленинградской квартире моего
детства, за окнами темно, во всех комнатах горит свет, ветер
поднимает занавески, и никого нет.
Беседовала Ольга Кучкина
|
</> |