
Другой Второй фронт.

.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
Кроме безотказной работы и фантастического, по советским меркам, ресурса, они поражали советских техников ещё одной особенностью: все детали в них были взаимозаменяемы.
Я работал на авиационном заводе «Красный Октябрь» в 1970-е годы. Мы делали двигатели к истребителям. Но к этому времени и в советских самолётах взаимозаменяемость стала железным правилом.
Поэтому я удивился, узнав, что, оказывается, в довоенные и военные годы ситуация была несколько иной. Вот надо поменять в самолёте шестерёнку. Техник брал ящик с нужными железяками – одни из которых были новенькими, другие – с повреждённых и разобранных машин. И начинал подбирать, какая из них встанет в ремонтируемый агрегат. И не факт, что на место встанет первая подвернувшаяся. Иногда подходила только вторая. Иногда третья.
А у американцев, если шестерёнка предназначена для этого агрегата – значит, она без зияющих зазоров и усилий встанет на своё место – и будет работать. А если есть два двигателя с разными повреждениями – из них всегда можно собрать один рабочий. С советскими всё было сложнее. Каждую деталь приходилось подбирать и подгонять в индивидуальном порядке.
Мне сегодня трудно представить, как может работать подобный двигатель. Но – работали!
И люди летали на таких самолётах. Правда, возникает вопрос, сколько лётчиков не вернулось с заданий не из-за немецких пилотов и зенитчиков. А из-за таких вот движков.
Но военное руководство страны сделало ставку на одноразовые движки и одноразовых пилотов. Которых выпускали из лётной школы, едва научив взлетать. Японцы подобным образом готовили камикадзе. Я не помню, сколько лётных часов отводилось на подготовку пилота у нас, американцев, немцев, японцев... Причём, немцы и японцы в конце войны тоже вынуждены были сокращать программу. Но помню, что у советских пилотов этих часов обычно было в разы меньше.
Есть известный документальный фильм про асов люфтваффе. Где лучших немецких лётчиков спрашивают, в том числе, кого было легче сбивать, англо-американцев или русских. И те отвечают, что одного сбитого союзнического пилота можно смело приравнять к двум русским. Что уровень подготовки русских пилотов был очень низким. Ведь, чтобы научиться летать в боевой обстановке -- надо умудриться выжить. А выжить, не имея налётанных в тылу часов, очень и очень трудно. Отсюда, и огромные потери. Отсюда, и большое число немцев, за которыми числилось по 100-200 сбитых советских самолётов.
(Library of Congress, via Photography Blogger & Shooting Film)