другая жизнь

Я уверен - у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится». И вот, Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.
Уже тогда, в 50-х годах, её снимки довольно сильно отличались
от общепринятой журнальной
фотографии. Стандартом был вполне реалистичный и
конкретный стиль - Бассман же всячески старалась уходить от
конкретики - чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала
намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией.
Её фотографии не рассказывали об одежде документально – они,
скорее, создавали атмосферу – неопределённую и загадочную, и потому
привлекательную.
Lillian Bassman - By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954
Lillian Bassman - Margie Cato, Junior Bazaar, 1950
Lillian Bassman - Lingerie, 1951
Lillian Bassman - The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955
Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1958
Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам
Бассман намного позже. В начале 60-х она
прекратила снимать моду для журналов – фэшн-фотография всё больше
становилась потоковой индустрией, и её это не устраивало.
«Раньше я могла долго болтать с моделью,
делать ей причёску, работать над её образом и разговаривать с ней о
её детях – и это нас настраивало на съёмку. А в 60-х
годах мне давали модель не больше, чем на
два-три часа… И на съёмках стали присутствовать все эти парикмахеры
и визажисты. Да и модели стали моложе – а мне
очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно
дорогих и немыслимых нарядах, которые ни одна
обычная девочка не может себе позволить. Всё это
было не по мне».
В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что
негативы её старых рекламных снимков уже нет смысла хранить.
Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время
считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и
некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя
просто в угольном сарае – именно так и случилось. И тут-то и
началось самое интересное: в начале 90-х годов
Бассман, которой тогда уже было за семьдесят,
начинает печатать свои старые негативы заново – очень контрастно,
смело, всячески колдуя над ними при печати.
Большинство известных сейчас фотографий Бассман – результат
именно этой авторской печати, «римэйк» начала 90-х годов. Подобно
пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение
весьма радикально – и в этой авторской редакции её работы больше
напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное
фотоаппаратом. Произошла удивительная
трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели
новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.
Ещё одним ключевым моментом мне кажется то, что
Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей
эпохи. И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их
привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов - в
её отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная,
иная, параллельная... что-то такое, чего на самом деле никогда и не
было.
По сути своей, это уже не съёмки моды – это скорее,
воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или
даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания
предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, - всё
это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям, пространство
для собственной фантазии.
Lillian Bassman - Mary Jane Russell, 1950
Lillian Bassman - Sunny Harnett, 1956
Lillian Bassman - Betty Threat, 1957
Lillian Bassman - The Spotted Furs, 1954
Lillian Bassman - Dior Hat, 1949
Lillian Bassman - More Fashion Mileage Per Dress, 1956
Lillian Bassman - Carmen having tea, c.1950
Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1950
Lillian Bassman - The cape is Back, 1949
Lillian Bassman - Georgia Hamilton, 1956
Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И в общем-то, осталась верна своему стилю:
«В чёрно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, - я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в чёрно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне чёрно-белые фотографии. Для меня это очень волнующе».
Lillian Bassman - Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997
Lillian Bassman - Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997
Lillian Bassman - KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998
Lillian Bassman - KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998
Lillian Bassman - for German Vogue, 2004
Но это ещё не всё. Нисколько не отрицая выдвинутый в начале поста тезис о женской смелости, хочу сказать: если женщина делает что-то смело и талантливо - ищите рядом мужчину. Хоть и не всегда, но эта закономерность работает. И вот, что занятно: о Бассман написано довольно много статей, она мировая знаменитость и старейший работающий фотограф в мире - а вот о её муже, Поле Химмеле, в этих статьях часто не упоминают вовсе. А между тем они прожили вместе долгую жизнь и явно друг на друга влияли. Смотрите сами:
Paul Himmel - Ballet Serenade, 1951/52
Paul Himmel - Ballet Swan Lake, 1951/52
Paul Himmel - Swan Lake, 1951/52
Paul Himmel - Swan Lake, 1951/52
Paul Himmel - Nude on White Background 7, 1954
Правда ведь, есть очевидная связь?
Вот так. Лучшую фотографию поста я приберёг напоследок ). Химмель скончался в 2009-м, Бассман в свои 94 года осваивает фотошоп.
|
</> |