другая жизнь

топ 100 блогов kunst-camera23.09.2011
другая жизнь
Lillian Bassman - Across the restaurant, 1949 (printed 1994)

    Я уверен - у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится».  И вот, Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.


Уже тогда, в 50-х годах, её снимки довольно сильно отличались от общепринятой  журнальной фотографии.  Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль - Бассман же всячески старалась уходить от конкретики - чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Её фотографии не рассказывали об одежде документально – они, скорее, создавали атмосферу – неопределённую и загадочную, и потому привлекательную.


другая жизнь
Lillian Bassman - By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954



другая жизнь
Lillian Bassman - Margie Cato, Junior Bazaar, 1950



другая жизнь
Lillian Bassman - Lingerie, 1951



другая жизнь
Lillian Bassman - The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955


другая жизнь
Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1958


Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже.  В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов – фэшн-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и её это не устраивало.
 «Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей причёску, работать над её образом и разговаривать с ней о её детях – и это нас настраивало на съёмку. А в 60-х годах  мне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съёмках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты.  Да и модели стали моложе – а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогих  и немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить.  Всё это было не по мне». 

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы её старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае – именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман,  которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново – очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати. 

Большинство известных сейчас фотографий Бассман – результат именно этой авторской печати, «римэйк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально – и в этой авторской редакции её работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом.   Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.  

  Ещё одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи.  И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов - в её отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная... что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.
По сути своей, это уже не съёмки моды – это скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, - всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям, пространство для собственной фантазии. 



другая жизнь
Lillian Bassman - Mary Jane Russell, 1950


другая жизнь
Lillian Bassman - Sunny Harnett, 1956



другая жизнь
Lillian Bassman - Betty Threat, 1957



другая жизнь
Lillian Bassman - The Spotted Furs, 1954


другая жизнь
Lillian Bassman - Dior Hat, 1949


другая жизнь
Lillian Bassman - More Fashion Mileage Per Dress, 1956



другая жизнь
Lillian Bassman - Carmen having tea, c.1950


другая жизнь
Lillian Bassman - Barbara Mullen, 1950


другая жизнь
Lillian Bassman - The cape is Back, 1949



другая жизнь
Lillian Bassman - Georgia Hamilton,  1956

         Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду - джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков ).  Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у неё прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством...  Но главное - у неё снова появились заказы от престижных глянцевых журналов. 
Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И в общем-то, осталась верна своему стилю:
«В чёрно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, - я не знаю, как это описать.  Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи – в чёрно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне чёрно-белые фотографии.  Для меня это очень волнующе».

другая жизнь
Lillian Bassman - Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997


другая жизнь
Lillian Bassman - Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997


другая жизнь
Lillian Bassman - KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998



другая жизнь
Lillian Bassman - KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998


другая жизнь
Lillian Bassman - for German Vogue, 2004

        Но это ещё не всё. Нисколько не отрицая выдвинутый в начале поста тезис о женской смелости, хочу сказать: если женщина делает что-то смело и талантливо - ищите рядом мужчину.  Хоть и не всегда, но эта закономерность работает. И вот, что занятно: о Бассман написано довольно много статей, она мировая знаменитость и старейший работающий фотограф в мире - а вот о её муже, Поле Химмеле, в этих статьях часто не упоминают вовсе.  А между тем они прожили вместе долгую жизнь и явно друг на друга влияли. Смотрите сами: 

другая жизнь
Paul Himmel - Ballet Serenade, 1951/52


другая жизнь

Paul Himmel - Ballet Swan Lake, 1951/52



другая жизнь
Paul Himmel - Swan Lake, 1951/52


другая жизнь
Paul Himmel - Swan Lake, 1951/52


другая жизнь
Paul Himmel - Nude on White Background 7, 1954


Правда ведь, есть очевидная связь?

другая жизнь
Lillian Bassman and Paul Himmel, around 1938


другая жизнь
Karin Kohlberg - Lillian Bassman and Paul Himmel, 2003

Вот так.  Лучшую фотографию поста я приберёг напоследок ). Химмель скончался в 2009-м, Бассман в свои 94 года осваивает фотошоп. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
остров Самуй ...
Несколько дне назад "путинский пудель" Томас Бах, как окрестила этого замечательного человека западная пресса, показал клыки волкодава, заставив пресловутый WADA присесть на пятую точку. Ему надоели грязные намеки в адрес МОК, мерзости, бездоказательные заявления и ложь политической ...
Оригинал взят у fitnote в А почему бы и нет мне вот только кажется, что одного кота на бицепс и жим маловато будет. нужно два. что скажете? :) ...
Однажды, фрейлина императрицы Анны Иоановны Лопухина подкупила горничную цесаревны Елизаветы, чтоб та принесла ей образец ткани, в котором цесаревна собиралась припхаться на баль. И велела все стены и мебель во дворце отделать этой тканью. Вот ...
все же ведет свою игру , не по указке из-за бурга. . Сначала читают долгую лекцию про родовые отношения в казахстане, как будто они каким-то образом отменяют капитал-фашистское насилие над местным населением и  продвижение глобалистских порядков (в т.ч. уколов ...