древний Рим и общество потребления
vkus_vody — 13.07.2012Иногда нам кажется, что мы - венец
эволюции, общество высокой морали, общество утончённых удовольствий
и изысканных мыслей. А также - общество действительно свободных
нравов и искушённого греха. Что наша современность - самое развитОе
время в вечности и истории. Но у седой вечности есть
на это свой взгляд … Развитие не останавливается
никогда, лишь ветвь её может зайти в тупик, найти там свою смерть и
служить тяжёлым уроком для дальнейшего развития. Но мы повторим всё
это вновь и вновь.
IIII» 3-5 браков
за жизнь стали нормой. Сенека считал, что прелюбодеяние – самый
распространённый грех римских женщин, его сын-философ
Сенека-младший конкретизировал: «замужняя
женщина, довольствующаяся только двумя любовниками – образец
добродетели».
Если нам кажется, что авторы наговаривают на сограждан в
вечном «о, времена, о нравы», то жизнь цезарей достаточно детально
описана, и мы увидим, что в большинстве случаев императоры
сталкивались с неверностью жён, будучи и сами весьма распутны. Про
Ю.Цезаря и Калигулу известно всем, но также рогоносцами были Нерон,
Антоний, О.Август, М.Аврелий и множество других. Клавдий, будучи и
сам любителем порока, даже вызывал в Рим преторианскую гвардию
«чтоб убить Силия и всех остальных любовников Мессалины» (Мессалина
– последняя из 4-х его жён. Все, кроме первой жены, ему изменяли,
но и 1-я осталась верна вероятно, лишь потому, что умерла в день
свадьбы... Тогда же Клавдий публично объявил сенату, что они его
будут вправе казнить, если он ещё раз женится, ибо превратился в
посмешище…)
«Девы стали всеобщим благосостоянием, а юноши – девами», пишет Варрон в «Менниповых сатурах». В общем, тех, кто в те времена вопрошал о половой морали, сам Гораций называл «тёмной деревенщиной».
Общество потребления. Общество, где элита, достигнув всего возможного и невозможного, желает большего, срывает звёзды, не зная, чем заинтересовать притупившуюся остроту чувств… Где люди, казалось бы превозмогнув возможности природы, сами взомнили себя богами… Где эти новые боги, поставив себя выше возможного, с негодованием и удивлением встречали неотвратимое приближение своего конца в извечном круговороте природы. Где каждый, поставив соё личное «Я» выше всего остального, неумолимо обрёк на смерть и всё общество… Не оставив после себя ни детей ни песен, предъявил нам сегодняшним только камни, отёсанные кем-то другим… Ибо и сами стали пусты.
|
</> |