Древний город Заславль —
tamarajer — 28.03.2024А еще раньше его называли Изяславль. Сегодня станция называется Беларусь. Трансформация названий этого маленького, но очень богатого историей городка, тоже имеет непростую историю, сегодня об этом и другом...
2013 год. К этому времени я уже знала о том, что Белорусская железная дорога реализует проект, целью которого является организация пассажирских перевозок в черте Минска и его пригорода. На линию Минск — Беларусь (Заславль) поставлены электропоезда швейцарского производства. Итак, решено: сегодня, половину пути до нашей дачи, я еду на новенькой электричке, порадуюсь вместе со всеми городской обновке, а дальше, на дачу — на старенькой.
У-у-х! Очень давно я не ездила на электричке: станция Беларусь сразила меня своим новым цветом! Но сначала о своем впечатлении о новом электропоезде — все замечательно: мягкость хода, скорость. Но вот пластмассовые кресла-мыльницы мне не понравились. Может это и хорошо, ведь предполагается , что электричка на малые расстояния. Изучив расписание в сторону Молодечно, перехожу через железнодорожные пути. Слева от дороги, ведущей в центр древней части города, у подножия высокого холма, начинается жилая застройка. Моя задача — взойти на эту гору. Очень круто, и высоко. Конечно, знаю куда карабкаюсь — кое-что подсмотрела в Википедии. Но выхожу на этой станции впервые. Много лет мы смотрели с трассы Минск — Молодечно на горделиво возвышающуюся над городом колокольню древнего храма. Это от трассы километра два с половиной.
Итак, я оказалась на территории Заславского замка. По контуру территории хорошо видны сохранившиеся фортификационные укрепления, заросшие деревьями, кустарником и бурьяном.
Отсюда значительная часть малоэтажного города видна, как на ладони. Знали наши предки, как не проморгать надвигающуюся беду.
Заславские оборонительные сооружения — это первая и самая старая фортификационная система Беларуси, возведенная в 16 — 17 веках по образцу итальянской фортификационной системы. Все окрестности вокруг бастионов искусственно были заполнены водами двух речек — Княгиньки и Черницы, благодаря чему, территория замка напоминала остров.
На территории замка Иваном Глебовичем в 1577-ом году был построен храм из кирпича. Он считается наиболее выразительным из сохранившихся до нашего времени памятников оборонительно-культовой архитектуры эпохи ренессанса.
Сегодня это действующий Собор Преображения Господня — второй Кафедральный собор Минской епархии Белорусской православной церкви.
Вот то, что осталось от въездных ворот.
Замковые въездные ворота-башня были обращены в сторону города. Это была большая двухэтажная постройка, где хранились на случай осады запасы продуктов и оружия, здесь же размещалась охрана. Так как замок был отрезан от посада водой, связь с ним поддерживалась по деревянному мосту, лежащему на двух огромных челнах. В случае нападения врага, челны сжигались.
Насладившись историей, вволю надышавшись чистейшим воздухом и съездив на дачу, я возвращалась домой на старенькой электричке с уютными дерматиновыми сиденьями. Все-таки путь у нее не короткий, от литовской границы до самого Минска.