Древляне как женихи Пенелопы
evgeniy-kond — 08.03.2025
Современному человеку поведение героев классических сюжетов должно
казаться настолько абсурдным, что эти сюжеты можно рассматривать то
ли как дурацкую сказку (фантастическую выдумку), то ли как описание
поведения сумасшедших. Поэтому, в частности, эти сказки не
предназначены детям и не воспринимаются ими.Вот древляне, убив мужа, являются свататься к жене. На что они рассчитывали? Для нас само собой разумеется, что «муж и жена – одна сатана» (брак подразумевает духовный союз). И для варягов (по крайней мере – для Ольги) тогда уже тоже. А для стадиально отсталых древлян – еще нет.
В случае с Одиссеем не было такого очевидного сейчас варианта, что при появлении законного супруга недоразумение разрешается и неудачливые претенденты смущенно растворяются в тумане – ввиду ясно выраженной воли жены. Не было у нее свободы воли – она должна была принять победившего в конкуренции. И не было недоразумения.
Реальным был вариант, что собравшиеся «женихи» прикончат незадачливого «неожиданно возвратившегося из командировки». Тогда аналогия с древлянами была бы полной. И в обоих случаях стороны действуют «по беспределу» – с ничем не ограниченным произволом. Одиссей не просто прогоняет врагов – он должен всех убить. Так действует более слабый.
Мы не можем понять формационно иное общество – там действовали другие отношения между индивидом и социумом, между индивидом и таким коллективом как род.
Тогда власть не передавалась привычным нам образом, как происходит в довольно плоских обществах, путем выборов (какой бы ни была процедура) самого достойного, напр., в президентской республике или шайке разбойников. Аристократия – не шайка разбойников, хотя внешне действуюет сходным образом.
Власть передавалась в одном (правящем) роде. Претендент из др. рода воспринимался бы как нелегитимный узурпатор. Претендент сначала должен стать членом рода. Путем женитьбы – тоже вариант.
Тут проявляется еще такой осложняющий момент – пережитки матриархата. Власть передавалась по женской линии. С точки зрения мужа это было правило наследования не собственным сыном, а племянником со стороны жены. Оказывается, был не только «нормальный» вариант муж –> племянник, но и муж №1 –> муж №2. Тут можно вспомнить, что в некоторых обществах практиковался переход жены от старшего умершего брата к младшему.
Видимо, такие пережитки и не позволяли претендовать на престол отцу и братьям Пенелопы.
Если же почитать современных интерпретаторов, пытающихся объяснить всю эту нелепицу, то заметно, как они натягивают наши представления на те отношения.
|
|
</> |
Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
Обнаружен сын пропавшего в тайге Усольцева
Эти Запесоцкие с сыновьями когда-нибудь закончатся?! (видео)
Сила жажды
Орбиты планет в звёздных системах: мой комментарий
***
Слишком мало и слишком поздно
Акадиа. Туман.
О чём Лукашенко думает по утрам: Его пытались перебить, но он всё равно сказал.

