Драконы нашего городка
niki-mari — 27.01.2024Если кто не знает – у Кракова есть свой дракон. В Европе вообще драконов почитают, сплошь и рядом что ни речка - то чудище жило и жертв требовало, как найдется гора с пещерой – будь уверен, там сокровища и дракон на страже, потому местным пока благосостояние не светит. И британские острова драконами не пренебрегают, судя по богатому литературному наследию.
Однако у Кракова все официально. Символ города, главный памятник, даже мелкие скульптурки по городу понатыканы – о драконах only.
Ждем мы, краковяки, наступления драконьего года в предвкушении небывалых благ и преференций. Пока же бродим в поисках приветственных мероприятий. Найдено немного. Здесь жизнь вообще не бурлит, но побулькивает время от времени, бывает весело. То, что искала в местной культурной области поначалу, нужно забыть, забанить и заблерить, чтобы не мешало воспринимать милые дурацкие ивенты и локации королевского города Кракова.
Намедни всплыл пост в фб, который отметила Дарина, московская, а ныне краковская деятельница культуры. На всякий случай хотела узнать у нее: дело предлагает, или рука у нее дрогнула, и случайно пост выскочил. Попытка позвонить Дарине провалилась – может, она еще из Милана не вернулась, куда рванула то ли на мужской балет подивиться, то ли просто друзей проведать. Впрочем, позже выяснилось, что в хоре пела. Тоже занятие для нашего городка самое полезное – чтобы не кашлять смогом, дракона радовать, надо петь.
Мне вечером как-то особенно тоскливо с балкона смотреть на пятиэтажки и деревья без листьев, надо выбираться с распиздатого (С) пятого этажа и прочь, туда, где горят огни. Ну, хотя бы фонари. Недалеко от дома в убогих одноэтажных строениях типа бараков то и дело анонсируется открытие не-пойми-чего очень неформального и современного. Я пару раз на такие сходки приходила – галереи и театрики в бывших квартирах или подсобках магазинных - полное погружение в 90-е 2000-е Петербурга, но при отсутствии настоящих прорывов/шока - все очень по-польски: занимательно, мило, аккуратный протест против всего, только вежливо. На этот раз выставку назвали очень провокационно, заявлено было пол-листа молодых имен, а главное – от домика 10 мин пешком. Пойду, решила я, и чтоб одной не страдать, позвала Аню Милагрос. Она ни в чем не провинилась, просто для баланса – красивая, талантливая, умный собеседник и очень добрая. Простит, если что.
Пришли мы на Вроцлавскую улицу, номер дома нашли на длинном сараеобразном строении, вход, конечно, с тылу, внутри толпа, по отсекам инсталляции.
Побродили, остановились у композиции, напротив которой было куда присесть на подоконник. И давай воспринимать искусство. Аня, добрая душа, честно призналась, что еще только учится принимать современный арт, однако здесь даже она не выдержала. Вот композиция Бартека Бучека – взгляд сверху: под углом деревянная ячеистая паллета подперта двумя швабрами. Аня: «Заявка на какую-то систему, но сотворено из говна и палок. Вон же швабры…» Я, не увидев настоящего говна в инсталляции (слабаки!!!), заключила: «В отсутствие говна система нестабильна».
Алкоголь, положенный на всяком вернисаже, в данном пространстве даже не угадывался, и публика была явно настроена куда-то дальше. Иногда я этим пользуюсь в малознакомых городах или странах; тихонько вливаюсь в мутный поток местных тусовщиков, перемещающихся от одной точки к другой в поисках смыла, то есть, халявного алкоголя. В тот вечер у нас был свой собственный запасной вариант, Дариной не подтвержденный, но рискнуть можно было – компания позволяла. Напоследок прошлись по всем отсекам, и даже набрели на иллюстрацию к хроникам данного города. Драконий лик нигде явно не угадывался, но зуб намекал, что надо быть начеку.
Для умиротворения и придания смысла происходящему на пустой стене висел войлочный потрет кота. Мы покидали галерею, кот смотрел нам вслед.
Вышли, сдерживая смех, побрели сквозь район Кроводжи к чудесному краковскому трамвайчику. Есть что-то невероятно притягательное в вечерних поездках на трамвае по зимнему старому городу. Путь лежал на Казимеж, это же практически город в городе, хоть и небольшой - еврейский, старый, с распивочными в старых синагогах, самый буйный, пьяный и малоспящий, что особенно ценно. И там нас ждал вернисаж выставки в галерее под названием «Как забыть». Улочки Казимежа узкие, переплетаются и путаются, надо четко знать путь. Или, как в нашем случае, присмотреть толпу у входа в параднячок: субъекты, которые никуда не торопятся. И с надписью в полстены – «Что случится, когда я умру, господа?» (по-польски это — co zrobi się gdy ja umrę, panie?)
Нам туда. На втором или третьем этаже в бывшей квартире качественно покрашены стены, установлен свет и звук, еще не слепит и не оглушает, но уже направляет нас к истории, рассказанной в галерее. Мы все ближе к Дракону. Не знаю, кому как – а мне в этом месте поведали о печальном Житии дракона нашего Смока.
Следите за руками, то есть за ходом экспозиции. Вот вошли, и сразу над вами покачиваются гирлянды шипов и костей из металла, что ж – кто-то начинает историю с гибели героя. На стене – чешуя когтистая, на ней кощунственно установлена рамка с изображениями мелких и ныне всемогущих существ. Угадайте, кто такие.
Во второй комнате на полу – про то, что рождаться, да и вообще размножаться в океанских глубинах очень непросто. У некоторых получалось, и они поднимались мучительно медленно, чтобы однажды сквозь синюю толщу вод показались совершенные формы дракона. Прекрасное притягивает подобное, на подоконниках и стенах кое-что из сокровищниц, где не только блеск, там – идеальное сочетание формы, цвета, звука – пока все вместе, пока не разрушено – потом просто прах и отблески былого. Питаться доводилось разным, иногда малосъедобные создания сами своих собратьев приносили на десерт, приходилось из вежливости их как-то переваривать. Вон на холсте, видите? - парочка стоит, торжественно готовится к чему? К самосъедению..) Бывало и так, что все сделал как надо, всем угодил, уходишь на глубину, за собой только пара кровавых всплесков. А солнце холодно смотрит и осуждает, предрекая конец великой эпохе драконов. Как такое могло произойти – в том и загадка, малопитательные твари теперь повсюду, сидят в каких-то креслах, воображая, что это троны, и что царствуют. Но в тихие предрассветные часы им кто-то свистит в самое ухо, что и это невечно. Драконы-то в курсе.
Пустые бутылки стыдливо сгрудились на одном белоснежном подоконнике, боясь пролить каплю красного, уж больно откровенна выйдет пародия на кровь, на величие властителей нынешних перед поверженным.
Мы осторожно вышли из «как-забытья», спустились по деревянным ступеням, оказавшись на улице – вдохнули полной грудью жуткий краковский смог и твердой походкой – в бар, господа, немедленно в бар.
Про бар и что там раньше было, да не получилось – история есть своя.
|
</> |