"Довлатов"
pactole — 04.03.2018"Мне кажется, когда я унижаюсь, что-то исчезает изнутри, и однажды совсем не останется."
Цитата из фильма.
Когда я смотрю новый фильм, я сразу мысленно отношу его к одному из двух противоположных лагерей: талантливый и бесталанный. Как это определяется моим сознанием, я не знаю, потому выдаю только результат: фильм «Довлатов» талантливым мне не показался. Смотрится он так же, как читается довлатовская проза: интересно первые десять минут, дальше – скучно до ломоты в суставах, и никогда не тянет перечитывать. Диалоги надуманные, роли плоские, разве что Бродский получился обаятельным. Если он и правда был таким, - прохладным, исчезающим, как питерский туман, мало говорящим, - то с ним, наверное, приятно было иметь дело.
Но есть в картине кое-что такое, о чем мало говорят и пишут. А ведь это очень интересно, как от человека все хотят, а чего – непонятно. Как человеку все советуют, но такое, что немыслимо. А главное, что вокруг все считают происходящее нормой, тогда как герою и зрителю происходящее напоминает какой-то сюрреализм.
Я назову это так: тема советчиков Довлатова. Или Довлатову, как вам больше нравится.
Каждый из них считает своим долгом рассказать ему, о чем и как нужно писать.
По фильму неясными остаются его литературные таланты, они как призрак: все говорят, что есть, но это ничем не подтверждается. Бродский хотя бы несколько стихов прочитал. Из довлатовского мы можем оценить только «Нефтяников», и, стоит отметить, по части юмора в фильме действительно много хорошего, не только они. Однако к середине картины навязчивость доброжелателей удивляет, а к кульминации начинает искренне раздражать. Не потому, что советуют ему, а потому, что советуют они. Советчики: невзрачная тетка редактор, продажные и глупые женщины, идеологи всех мастей и профессий, и, конечно, уролог, влюбленный в античность. А что? Прекрасное же было время!
Бросается в глаза, что этот фильм снимали те, кому откровенно хорошо в нынешнее время. Вот они и выставляют перед нами пугало Советского Союза, как будто страшнее ничего не может быть. Мы думаем, что идеология была злом, а сейчас у нас полная свобода выбора.
Ложь. Никакой свободы никогда у нас не было, и вряд ли она будет. В СССР была единая идея для всех, от детского сада до пенсионеров; каждый должен был играть правильную роль, делать вид, что верит в идею, а еще лучше – верить в идею. Будущего величия Советской власти, в светлое коммунистическое будущее. Весь фильм героя заставляют правильно говорить, правильно отвечать на вопросы, дарить правильные подарки правильным людям. Быть хорошим мальчиком. Искренним. С активной жизненной позицией. Неконфликтным. Знакомые какие-то слова, правда? С этими требованиями мы сталкиваемся в каждой вакансии, на любом сайте поиска работы. Так что поменялось?
Ах да, конечно. Теперь у нас другая идея: нет больше всеобщего равенства. Есть материальные эквиваленты твоим достижениям и талантам. Сегодня Довлатова и Бродского тоже бы не печатали, потому что если тираж не окупится, то издательство потеряет деньги. На такой риск не всякий пойдет, как в советское время не всякий шел на риск пропускать в печать то, что хотел и считал талантливым. В современном мире ты уважаем, когда богат. Мне страшно говорить, но я, дитя своего времени, тоже не могу избавиться от этого сорняка в голове. Погоня за деньгами занимает слишком много времени в современности.
Сегодня, если ты добровольно отказываешься от возможности заработать в обмен на свободу в своей голове, то каждый, заработавший чуть больше, будет учить тебя жизни. Не зарабатывать, а жизни. Потому что если ты такой умный, то почему такой бедный. И подробно расскажет, как правильно кланяться. Кому и какие дарить подарки. Как извиняться перед начальством за то, чего ты не делал, как бы заранее, чтобы не подумали, что сделал. Подождите, стоп. Речь разве не шла о деньгах?.. То есть, вот это нужно, чтобы заработать? Это, а не способности и профессионализм?!
Довлатов не хотел, как редактор. И не хотел, как уролог. Он хотел, как Довлатов, но кому до этого есть дело. И поверьте, если сейчас вы, будучи профессионалом, попробуете выполнять свою работу хорошо, но так, как нравится вам, а не начальнику, вы столкнетесь с тем же самым. Люди, которых вы не уважаете, будут стоять над вами и плевать на вас сверху, а вы, при попытке плюнуть в ответ, будете плевать сами на себя. Потому что если ты такой умный, то почему ты такой бедный?
Сюрреализм начинается не там, где у государства сильная идеология. А там, где уролог советует писателю, о чем писать, и имеет на это основания, так как от его слова зависит, будут ли писателя печатать. Там, где бизнесмен учит вас правильно мыслить, потому что без него вы так и останетесь нищими, а значит, никем. Уступая глупости и пошлости, как называет все это герой фильма, мы всякий раз теряем часть себя. А ведь потерять проще, чем вырастить. Да и знать надо, как выращивать, а мы разве знаем?..
�2iݢ
|
</> |