Достижения советского дизайна
markii — 05.03.2011Некоторое время назад в лофт-проекте “Этажи” была выстака под названием “достижения советского дизайна”. Я туда пошел с детьми. Детей, что характерно, это совсем не впечатлило. Я же был совершенно счастлив. Композиция была подобрана так чтобы совмещать просто ностальгические чувства с эстетическим удовольствием от увиденного. Т.е. действовала на всех уровнях.
Ну, начнем с этого проигрывателя, что наверху. Он красив. Но не только. Я настолько стар, что когда-то слушал с такого детские пластинки. Как только меня научили самостоятельно включать этот девайс, я тем только и занимался часами, что ставил пластинку, слушал до конца, переворачивал и слушал другую сторону. Затем процесс повторялся. Мне кажется, что такой был у бабушки, а у нас был более современный вариант с зеленым огоньком. Теперь же нельзя не отметить, что проигрыватель красив. Какая форма звукоснимателя! Цвета, пропорции. Эмблема со шпилем Петро-Павловского собора. Большинство советских изделий запомнились мне минимализмом, максимальной экономией, а здесь такая роскошь оформления.
Справа находится стильный пылесос, которого я в реальности не встрчал, видел только на картинках. Наш пылесос дома был тоже ничего по форме, но функционально приносил только разочарование. Он издавал шум взлетающего самолета, причем самолета именно тех времен, до введения ограничений по шуму и появления двигателей с высокой степенью двухконторности, но его пылесборные способности были весьма скромны.
Часы! Сейчас, когда нас окружает калейдоскопическое разнообразие артефактов со всего мира, удивительно вспоминать тот мир, в котором большинство людей окружали одни и те же вещи. Почти все модели часов, которые вы видите на двух предыдущих картинках, окружали меня в той или иной обстановке. Все у всех было одинаковое, с очень небольшими вариациями.
Особо о двух моделях. Вот такие часы-будильник, прямоугольной формы с коричневым циферблатом, Slava, каким-то образом достались мне и стояли в моей комнате в трудный подростковый период. Это очень крутые часы. Во-первых, на них написано латинскими буквами. Страсти по запретной загранице вдохновляли советских дизайнеров. Запад враг, запад это плохо, и это означало что запад – это невообразимо круто. Официальным поводом написать на часах латинским алфавитом, а внизу обозначить надпись made in USSR, было наверное то, что часы, возможно, пойдут на экспорт. Конечно, ни на какой экспорт они не шли, кому они на фиг могли быть нужны? Но эта теоретическая возможность, эта уловка, позволила создателям часов сделать круто. Это они загнали Советский Союз в могилу, вот этим самым написанием “Slava” вместо “Слава”, вбили осиновый кол в эту идею.
Да, но я отвлекся. Видите значок транзистора внутри циферблата? Это электронные часы! Они питались, как тогда говорили, от большой круглой батареи, теперь редко встречающейся, кажется это называется ныне батарея типа D. Это теперь в часы вставляется мелкая батарейка типа AA, а то и ААА. Тогда времена были более основательные. И скорее кончился бы водород на солнце, чем села бы эта батарейка в электронных часах. Часы привлекали мое внимание своим необычным устройствам. Внутри была электронная схема, заканчивающаяся катушкой из очень тонкой проволоки, в которую входил и выходил магнит на маятнике. Я не понимал, каким образом электронная схема узнает о факте появления маятника. Поэтому часы разобрал и осмотрел внимательно. Это нисколько не приблизило к разгадке, но мне пришла в голову другая идея. Электромагнит который бил молоточком по звонку… Звонок я заменил более стационарной железкой, прерыватель, размыкающий цепь (чтобы звонило а не ударяло один раз) убрал, и получил что-то вроде управляемого часами реле. Через него подключил свой магнитофон, на него записал “пора вставать” и с тех пор по утрам меня будил мой собственный голос. Мне это казалось замечательным изобретением, и ни у кого больше такого не было. Магнитофон, правда, пострадал, потому что на ночь его приходилось оставлять в положении “воспроизведение” обесточенным. Резиновый ролик, который прижимал пленку к валу, постепенно получил эллиптическое сечение вместо круглого. Как-то потом я это исправил.
Другие часы, в сине-зеленом корпусе я нашел на свалке, отчистил, и они долго ходили у нас на даче, а я был горд собой. Белые часы “Слава” тоже стояли где-то, и эти с золотистым циферблатом.
А теперь давайте взглянем на эти замечательные игрушки. Автокран и грузовик, копирующие машины, которых очень мало оставалось во времена моего детства. Но я запомнил что на обшивке двигателя было написано “Завод им. Молотова”. Нет, я не настолько стар, таких машинок у меня на было. Но я видел много раз их останки, где-то на свалках, или в кучах старого хлама, уже совсем сломанные, без колес, но можно было покрутить ручки дверей, так искуссно сделанных. Эти сломанные игрушки тогда волновали мое воображение. Я такую машинку хотел бы, но увы. Ага, сейчас вспомнил, что часть механизма автокрана где-то была, я помню ощущение ручки, там можно было крутить ручку и поднимать крюк на леске. Но убей не помню где.
Часть выставки посвящена дизайну 20х-30х годов. Малевич, Маяковский, смелые времена перемен, мечтателей. “Каждая эпоха вправе называть себя Возрождением”. Они так думали, так жили, и кому-то повезло умереть с этим чувством, их не сгноили в лагерях в конце 30х вместе с этим молодым, энергичным временем.
Да, а еще на выставке был игровой автомат “Морской бой”. Тот, что стоял в кинотеатрах. Стоимость игры была 15 копеек. Из тех денег что давалось на билет и мороженое надо было выкроить 30 копеек чтобы пару раз сыграть в эту замечательную игру. Я, как правило, жертвовал мороженым. Так вот теперь вместо 15 коп. они поставили кнопку, автомат работает, играй сколько хочешь! Здесь уже у меня были смешанные чувства – не то глубокого удовлетворения, не то оскорбленности. Как пел Егор Летов, “до Китая - пол-шага, до Луны - рукой подать! Ничего святого…”. Такое время.
|
</> |