Достали
ostap — 19.02.2010 или «Прекратить истерику» ©Хочу оговориться — я болел за Плющенко. И потому что он «наш», и потому что великий спортсмен, и потому что нужно иметь изрядное мужество, чтобы выйти на большой лёд после трёхлетнего перерыва.
Кроме того, я болел против Лысачека. Просто потому что он мне не нравится. Чисто субъективно: лицо у него какое-то неприятное.
Мне хотелось, с учётом объективных факторов, увидеть следующий расклад: Плющенко - золото, Такахаши — серебро, Вир — бронза. А Лысачек где-нибудь на пятом месте.
Но сложилось по-другому. И хотя мне не очень нравится, как оно сложилось, истерика устроенная российскими СМИ нравится мне ещё меньше. Потому что призовой расклад, как ни печально, вполне заслуженный. И уж совсем не нравится мне интервью Плющенко, где он говорит, что его засудили. Наверное, после этого интервью, я уже не смогу за него болеть. Хотя болеть за Лысачека тоже не начну.
Начну с того, что в словах Плющенко мне кажется справедливым. За четверной прыжок нужно давать больше балов, чем даётся сейчас. Иначе есть слишком большой соблазн кататься аккуратно, не рисковать. Когда разница в цене тройного и четверного прыжка незначительна, многие, действительно, ставят на надёжность, а не на прогресс. Из-за этого фигурное катание действительно топчется на месте. Четерной тулуп впервые исполнил Курт Браунинг, ещё в 1988 году, и то, что сейчас можно стать олимпийским чемпионом без четверных прыжков — действительно безобразие.
Но — что сегодня важнее — Плющенко это ни в малейшей степени не оправдывает. Каждый прыжок имеет свою фиксированную цену в баллах, которая всем фигуристам прекрасно известна. Эта цена в баллах называется «базовая стоимость». К этой стоимости могут добавить один — два балла за чистоту исполнения, или, наоборот, вычесть из неё один-два балла за помарки. Плюс, к базовой стоимости элементов, исполняемых во второй половине программы, начисляются дополнительные 10%. Всё. Никакой судейской самодеятельности, серьёзно влияющей на оценку, тут в принципе быть не может.
Эта система работает с 2004 года, Плющенко уже откатался по ней одну Олимпиаду — и даже выиграл её. Так что уж для кого, а для Плющенко то, что за четверной прыжок дают не слишком много баллов, сюрпризом не было.
Так зачем было строить на четверном прыжке всю свою программу и игнорировать другие сложные элементы?
Вот базовая стоимость элементов, исполненных Лысачеком. Маленькое x обозначает, что элемент исполняется во второй половине программы и, соответственно, оценивается на 10% выше.
1 3Lz+3T 10.00
2 3A 8.20
3 3S 4.50
4 CiSt4 3.90
5 FSSp4 3.00
6 3A+2T 10.45 x
7 3Lo 5.50 x
8 3F+2T+2Lo 9.13 x
9 3Lz 6.60 x
10 2A 3.85 x
11 FCSSp4 3.00
12 SlSt3 3.30
13 CCoSp4 3.50
_______________
В сумме: 74.93
А вот базовая стоимость элементов, исполненных Плющенко:
1 4T+3T 13.80
2 3A 8.20
3 3A+2T 9.50
4 3Lo 5.00
5 FSSp3 2.60
6 3Lz 6.00
7 CSSp4 3.00
8 CiSt3 3.30
9 3Lz+2T 8.03 x
10 3S 4.95 x
11 2A 3.85 x
12 SlSt3 3.30
13 CCoSp4 3.50
_______________
В сумме: 75.03
То есть базовая стоимость программы Плющенко была всего на ОДНУ ДЕСЯТУЮ БАЛЛА выше базовой стоимости программы Лысачека.
После короткой программы Плющенко опережал Лысачека на 0.55 балла. Следовательно, даже если бы Плющенко и Лысачек откатали произвольную программу одинаково чисто, «отрыв» Плющенко от Лысачека составил бы всего 0.65 балла. Невероятно маленький запас для фигуриста, главным козырем которого считается техника. Особенно учитывая то, что «призовые» за удачно откатанный элемент могут достигать двух баллов. То есть стоило Лысачеку, при прочих равных, испонить один — всего один! - элемент лучше Плющенко, - и он становился чемпионом.
Плющенко катался последним. Он уже знал результаты Лысачека. Знал, что тот исполнил свои прыжки почти безупречно и получил девять с лишним дополнительных баллов за чистоту исполнения. Ещё до выхода на лёд Плющенко знал, что его базовая программа не даёт гарантии первого места. Но всё равно не стал зарабатывать дополнительные очки и прыгать тройной каскад или исполнять цепочку шагов четвёртой степени сложности. Он явно, даже не начав кататься, рассчитывал на то, что судьи не посмеют начислить ему меньше экстра-баллов, чем Лысачеку. Казалось, что он приехал не бороться за золото, а получать его.
Но не получил. Одной десятой балла не хватило. Лысачек откатал свою программу чисто, а Плющенко два раза плохо приземлился. И получил в результате на два балла меньше. Если бы за четверной прыжок давали больше баллов, он всё равно бы стал чемпионом. Но за четверной прыжок дают ровно столько баллов, сколько за него дают все последние шесть лет. И это количество баллов было Плющенко прекрасно известно.
Поэтому винить за своё поражение он должен себя, а не судей.
PS - и о "судейском заговоре". Рассылавший имейлы судья Инман не судит в Ванкувере. Он вообще уже давно не судит фигурное катание и не занимает никаких постов в этом виде спорта. Он только преподаёт. Рассылать письма или не рассылать - его личное дело. Он, конечно, имеет большой авторитет в фигурном катании, который заслужил всей своей многолетней работой, но никто из судей вовсе не обязан его слушать.
К тому же письмо появилось не просто так, а как реакция на недавнее интервью Плющенко, где он (очередной раз) говорил, что его засудили и что фигурное катание вообще судят неправильно. С тем же успехом можно сказать, что давление на судей осуществляет Плющенко - он в этом виде спорта тоже фигура, мягко говоря, не маленькая, и, в отличие от Инмана, пока не на пенсии.