Доски-манекены: обманки 1600-х


Эти раскрашенные фигуры в натуральную величину, популярные в Европе в с XVII по XIX веках, были созданы, чтобы развлекать и сбивать с толку.
Вверху роскошная версия вырезанной фигуры из когда-либо созданных. Причуда Нидерландов.
В отличие от блестящих картонных стендапов знаменитостей, которые мы видим сегодня, макеты досок были вручную расписаны маслом художниками, искусными в обманке. Они демонстрировали незаурядное мастерство художника.

Вы можете подумать, что вас-то уже никогда не одурачить, но представьте вечер, неверный свет свечи в ваших руках, вы сворачиваете за угол и обнаруживаете призрачную фигуру в темноте, ее лицо освещено только мерцанием окон.
Ваше сердце, вероятно, остановится на секунду, пока вы не поймете, что то, что вы приняли за человека, на самом деле было картиной.


Есть истории о том, как дурачили людей: анекдоты о гостях, принимавших фигурку слуги за живого человека, даже пытающихся сунуть чаевые в его нарисованные руки.
Салли Вистер, молодая американка, записала розыгрыш, который устроили она и ее семья с использованием манекена.
Вот появился их гость, капитан Тилли:
Первым объектом, который бросился ему в глаза, был британский солдат. Через мгновение мы услышали:
"Здесь есть повстанческий офицер?"
И он, как молния, выскочил, понесся через двор, перескочил через забор. Болота, заборы, колючие изгороди и распаханные поля никоим образом не мешали его отступлению.
Мы, женщины, сбежались, чтобы присоединиться к общему смеху…
Представь себе, Тилли, зимний снежный вечер, и он без шляпы, с распущенными волосами, летит через луга, ручьи и ямы. Летит от чего? Ну, немного крашеного дерева».

Аноним. Горничная с метлой, около 1640
Подробности их использования остаются несколько загадочными.
Тем не менее, основная цель этих фигур, по-видимому, заключалась в том, чтобы просто развлечься, хотя историк искусства Клайв Эдвардс предполагает, что манекены в форме солдат иногда использовались в качестве ложных охранников в малопосещаемых уголках величественных домов.
И да, они красивы.

Мальчик, спящий на высоком стульчике, Йоханнес Верспронк, 1654 г.,
Помимо солдат, более распространенными фигурами были дети и служанки.
(Рембрандт якобы разыгрывал прохожих, устанавливая в окне портрет своей служанки в натуральную величину.)
Несколько фигур могли быть портретами домочадцев.
Хотя мы не можем знать наверняка, легко представить, что кто-то заказывает изображение умершего любимого человека или почтенного предка для охраны дома.

Некоторые художники даже использовали несколько слоев игривого обмана в дизайне своих манекенов: один из распространенных типов на первый взгляд кажется горничной, но при ближайшем рассмотрении он украшен одеждой и украшениями дамы из высшего общества.
Художник Самуэль ван Хоогстратен пошел еще дальше, усеяв всю свою студию обманчиво нарисованными вырезками.
Эдвардс делится описанием работ Хоогстратена, написанным голландским художником Арнольдом Хубракеном:
Вот яблоко, груша или лимон на подставке, вот тапок или туфли, нарисованные на вырезанной панели и поставленные в угол комнаты или под стул.
За дверью на гвозде была также вяленая соленая рыба, и они были так обманчиво нарисованы, что их легко можно было принять за настоящую вяленую рыбу.
Как будто в какой-то момент иллюзии сбежали с холста, растеклись по кадру и вторглись в реальный мир.

Во Франции панель для дымохода была известна как «devant de cheminée». Некоторые художники производили столь поражавшие воображение современников образцы таких панелей, что ими иногда украшали стены и выставляли как станковые картины.



Подписывайтесь на мой Телеграм
https://t.me/territory_of_art
|
</> |