Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

топ 100 блогов tiina19.12.2018 Петр Иванович Веденисов — состоятельный дворянин, родился в 1866 году, по окончании Московской консерватории в 1888 году приехал в Ялту и поселился в собственном доме на Аутской улице (ныне Кирова). Доброжелательный, очень энергичный, общительный, увлекающийся, он сразу же вошел в число самых интересных людей города, встречался с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, Александром Глазуновым, Федором Шаляпиным, Цезарем Кюи, Александром Спендиаровым.

Он был одним из фотографов начала XX века, которых увлекла первая в мире технология цветной фотографии — автохром. После него сохранились 150 стеклянных оттисков, сделанных Веденисовым в период 1909-1914 годов — замечательные примеры и образы дореволюционной России.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра




Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
В конце 1880-х в городе возникает кружок любителей музыки и пения «Учредители семейно-музыкальных вечеров в Ялте», среди его организаторов, помимо Веденисова, были хорошо известные люди — Софья Фортунато, дочь критика В. Стасова, известный певец и учитель Ф. Шаляпина Дмитрий Усатов и его жена Мария, доктор Ф. Вебер и другие.

В 1892 году кружок преобразовался в «Общество любителей музыкального и драматического искусства в Ялте». Общество устраивало музыкальные и литературные вечера, открыло библиотеку и музыкальные классы. Члены правления работали безвозмездно, просвещая местную публику. В 1905 году Петр Веденисов становится товарищем председателя Ялтинского отделения Русского музыкального общества. В это же время он организует первый в Ялте ансамбль домристов из учащихся Александровской мужской гимназии; репетиции проходили в его доме. Он часто дает сольные концерты, выступает с камерными ансамблями и как аккомпаниатор. В 1919 году Петр Иванович становится учредителем Ялтинского религиозно-философского общества.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Помимо этого, Веденисов занимается краеведением, читает лекции по истории Крыма, серьезно увлекается метеорологией, но самым большим его увлечением становится фотография. Он снимает членов своей семьи, своих друзей-музыкантов, повседневную жизнь и путешествия, застолья, домашних животных, интерьеры и пейзажи — Ялты и Симбирской губернии, где жили его родственники Козаковы. Все это не выходит за рамки добротной любительской фотографии и активно используется им при чтении лекций.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Но в 1903 году братья Люмьер запатентовали автохром — один из процессов цветной фотографии. Еще в конце XIX века Люмьеры разработали технологию трехцветной фотографии (используя фильтры). Но три последовательные съемки, каждая через свой фильтр, делали этот метод пригодным только для фотографирования неподвижных объектов. Позднее Люмьеры решают поместить все фильтры на одной пластине, что позволило производить и цветоделение при съемке, и синтез цветов при рассмотрении полученного изображения.

Трехцветная сетка состояла из гранул картофельного крахмала, окрашенных в красный, желтый и синий цвета, при наложении второго слоя это давало оранжевый, фиолетовый и зеленый цвета. Если смотреть через стеклянную пластину на свет, через эмульсию можно увидеть только те гранулы, которые соответствовали цвету снимаемого объекта. В 1907 году люмьеровские стеклянные пластины начали производить промышленным способом (до шести тысяч в день), они разошлись по всему миру.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Не стал исключением и увлекающийся всеми техническими новинками Петр Веденисов, начавший с энтузиазмом осваивать изобретение Люмьеров. Большая часть его автохромов хранится в Алупкинском музее-заповеднике; в коллекцию Московского Дома фотографии попали около 150 цветных стеклянных пластин. Каждое такое изображение существует в единственном экземпляре — это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска.


Автохромное изображение — в полной мере постановочная фотография, с тщательно выстроенной композицией и подобранными цветовыми сочетаниями.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Автохромы Веденисова объединены персонажами — членами одной большой семьи — и сняты за очень небольшой промежуток времени — примерно с 1909 по 1914 год. Среди изображенных — его жена Вера Николаевна, ее мать Елена Францевна Базилева, большое семейство Козаковых: Андрей Александрович, Софья Николаевна и пятеро их детей — Вера, Наташа, Коля, Лиза и Таня.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Андрей Александрович Козаков. Ялта, 1911-1912

Веденисовы и Козаковы организуют пикники, автомобильные и конные прогулки, маскарады и праздники.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Коля и Наташа Козаковы, имение Никольское Симбирской губернии.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Софья Андреевна Козакова.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Петр Веденисов. Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта, 1910.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Козаковы и Веденисовы в Ялте.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Казак императорского конвоя.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Проводник.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Базар на улицах Ялты.

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра

Дореволюционная Россия в первых цветных фотографиях 1910-х годов Петра
Рождественская елка в селе Никольском, 1911 год

Во всех этих развлечениях присутствовало не только удовольствие, но и сильный образовательный, просветительский элемент: маскарадные наряды — это национальные костюмы народов, населяющих Российскую империю; среди украшений на рождественской елке — государственные флаги самых разных стран, и дети этого большого семейства с младенчества получали в игровой форме сведения об истории и географии России и всего мира. Вероятно, это последние счастливые моменты в жизни семьи, «тогда еще не воевали с Германией», все потрясения ХХ века — войны, революции — были впереди.

https://b-picture.livejournal.com/8494334.html

Источник: Мультимедиа Арт Музей, Москва

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
То, что вы увидите в этом репортаже - не очередная "заброшенность", которую мы нашли в Пермском крае. Это - достаточно крупный жилой поселок, хотя и не совсем живой. Юбилейный - лишь один из десятков подобных ему, некогда больших шахтерских ...
В своей новой столице русский ассирийский царь Бел ,он же русский царь Бел-Бог ,разворачивает грандиозное строительство. Во многих мифах различных народов он фигурирует прежде всего как строитель Вавилонской башни, сооружения, призванного по своим масштабам затмить все создававшееся ...
Выйти на границы 1991 г. для ВСУ невозможно даже если положить ещё 200 000 солдат, нужна заморозка конфликта, - украинский офицер По мнению снайпера с позывным "Дед", заморозка войны с "гарантиями реальной безопасности" для Украины может быть приемлемым вариантом для возможной ...
Оригинал записи опубликован на сайте JOURNALCHIK.RU Вы можете оставить комментарий здесь или там . Со всяких иканамиздов-манитаристов, с важным видом рассуждающих о курсе рубля, бакса, евры или юаня, то у них волатильность чешется, то напряженность в чреслах инвеститоров ...
Знаменитой актрисе Марине Нееловой исполнилось 72 года. После ролей в «Тюремном романсе» и «Осеннем марафоне» артистка стала невероятно популярной, но при этом о ее личной жизни известно не так уж и много. Марина Неелова может сыграть сказочную принцессу, перевоплотиться в королеву ...