Don't despair. The whales have survived
visualhistory — 04.10.2022 По совету читателя после ремейка "На последнем берегу" 2000 г. посмотрел оригинальный фильм 1959 г. (по роману 1957 г.).Увы, по-моему, в первой версии нет и половины тех сюжетных ходов, драматических коллизий и поворотов, глубины и сложности характеров, которые я нашёл в более поздней картине. Всё-таки киноискусство за 40 лет ушло далеко вперед. После виртуозный игры Рейчел Уорд героиня Авы Гарднер кажется какой-то незамысловатой и даже начинаешь верить в её собственное признание про "отсутствие актёрского таланта".
Да и Грегори Пек не смог раскрыть образ главного героя с таким драматизмом, как Арманд Ассанте.
Строгие каноны "семейного" Голливуда 1950-х просто не позволяли реалистично показывать весь ужас происходящего. Лучевая болезнь остаётся некой абстракцией (герои чувствуют "недомогание"), никого не выворачивает наизнанку от рвоты (зрители 1950-х за такое не стали бы платить деньги). Сцен предсмертной агонии общества нет вообще (в фильме 2000 г. очень достоверно показали, что творилось в городах последние недели перед тем, как началась массовая эвтаназия).
Не оказалось в старой версии интриги с загадочным радиопосланием с Севера "Don't despair. The whales have survived" ("Не отчаивайтесь. Киты выжили"). Вместо этого экипаж лодки слышал просто бессмысленный набор радиосигналов.
Ещё два важных момента, которые делают вторую версию психологически сильнее (точнее, страшнее) первой.
В фильме 1959 г. ядерная война начинается по трагической случайности, из-за дежурного офицера, который увидел какую-то непонятную точку на радаре и у него не было времени разбираться: боялся потерять драгоценные секунды. Так получилось (с).
В ремейке 2000 г. ядерную войну начинают США из-за попытки Китая воссоединить Тайвань. И это придаёт ситуации абсолютную абсурдность: стоила ли эта хрень гибели всего человечества? По-моему, здесь явная нелепость повода гораздо страшнее, чем случайный сбой системы.
Второй момент чисто визуальный: в новой цветной версии очень ярко, акцентированно показана изумительная красота природы, красота того мира, который был создан для счастья человека и так бессмысленно потерянный. Такой прекрасный мир последним людям Земли было вдвойне обидно покидать. Такая вот, наверное, аллегория на "изгнание из рая".
Единственное, что мне понравилось в оригинале 1959 г., так это его последний кадр, в котором воплотилось послание зрителю: "у нас ещё есть время, брат".
|
</> |