Дом Матюшина. Часть 2
nady_turtle — 07.01.2022"Как и большинство левых деятелей искусства, Матюшин (во всяком
случае, на первых порах) приветствовал революцию и даже принимал
участие в деятельности Петрокоммуны. " Мезерин Ю. В. "Михаил
Матюшин 1861 - 1934.
Хорошая такая книжка о Матюшине.
Я буду из неё много чего брать.
Можно уже без ковычек? Не реферат же...)))
Ну так вот.
Матюшину уже исполнилось 56 лет.
Он был значительно старше всех без исключения своих
единомышленников. Не мудрено, что он не в полной мере разделял их
энтузиазм по поводу революции.
И после революции Матюшин со своей последней женой, писательницей
Ольгой Константиновной (1885-1974), жил в домике на Песочной.
С 1918 по 1926 год преподавал на живописном факультете Академии
художеств (Петроградских государственных свободных художественных
учебных мастерских), с 1923 по 1926 год возглавлял
исследовательский Отдел органической культуры в Государственном
институте художественной культуры.
Органическое, природное начало, было принципиальным ориентиром
первых учеников мастерской "Пространственного реализма" Матюшина, а
затем его же учеников второго выпуска.
Матюшин свою систему назвал "Зорвед" (Зрение+Ведание).
Манифест 1923 года: "Зорвед" знаменует собой физиологическую
перемену прошлого способа наблюдения и влечёт за собой совершенно
иной способ отображения видимого"
Окружающее пространство рассматривалось как сфера, в которой всё
взаимосвязано. Смотрение разделялось на прямое «дневное» и
периферийное «сумрачное». Предлагалось тренировать зрительный нерв
для достижения постепенно расширения угла зрения на 360 градусов
(«затылочное смотрение») и формирования нового видения. Этот метод
позволял ощутить и передать бесконечность изменчивого мира в его
целостности.
Основываясь на этом Матюшин и преподавал.
Большая исследовательская работа, которую Матюшин проводил с
учениками с 1923 года, послужила основой для создания Справочника
по цвету.
Цветовые таблицы были выполнены вручную по трафарету группой
молодых художников — учеников Матюшина. Матюшин и его ученики (а
вместе КОРН «Коллектив расширенного наблюдения») более десяти лет
исследовали цвет — его восприятие, влияние на форму, изменение в
движении. Результаты именно этих исследований, кстати,
использовались в окраске зданий Ленинграда. В эту бригаду сходили
художники: И. Вальтер. О. Bayлина. С. Васок. В. Делакроа, Д.
Сысоева. Е. Хмелевская. Справочник был задуман а 1929-1930
годах.
Справочник вышел в 1932 году в количестве 425 экземпляров.
Матюшин уловил возникновение между двумя цветами (цветом среды и
цветом предмета или основы) "сцепляющего" цвета. Этот "третий" цвет
вносит равновесие между основным цветом и средой. В каждой таблице
даны эти три цвета: среды, сцепления, основы.
Большое внимание уделял Матюшин исследованиям взаимодействия цвета и звука, в результате чего было установлено, что в ощущениях человека при восприятии теплые цвета понижают звук, а холодные повышают. Эти разработки позволили создавать своего рода цветовые гаммы, позволявшие улавливать самые тонкие оттенки цветов,«междуцветья».
В 1933 году Матюшин начал работать над рукописью "Творческий
путь художника". Последнюю часть он, уже больной и почти ослепший,
диктовал М. Эндер.
14 октября 1934 года Михаил Васильев Матюшин умер, не дожив до
своего 73-летия двух дней.
20 ноября 1934 года в Ленинградском доме художника была устроена
выставка работ и вечер памяти Матюшина.
Потом почти на полстолетия творчество Матюшина и других русских
авангардистов было подвергнуто насильственному забвению.
Масштаб личности Матюшина космический!
Живописец и композитор, теоретик искусства и скрипичный мастер,
скульптор и фотограф, издатель и педагог.
Он был одним из тех, чьим вдохновением, энтузиазмом, эгергией
создавалась культура XX столетия.
Ещё напишу о его жёнах. Они все заслуживают внимания. Тем более,
что вторая и третья жили в доме на Песочной.
Извините за корявость и сумбурность :)
Продолжение будет.
|
</> |