Дом Константина Мельникова
evgenyart — 25.02.2017 Долго не решались, но все-таки решили написать и о русских архитекторах. И начать не много не мало с Мельникова. Не полезем в дебри клубной архитектуры и гаражей, а посмотрим на то что близко всем - обыкновенный жилой дом на семью, почти что коттедж по нынешним временам)Этот дом постепенно становиться почти домом с архитектурными "приведениями" - столько в нём особенностей, непонятностей и таинственных историй.
Обратите внимание на обращение - ГОСПОДИНУ Мельникову, и это уже тридцатые годы. В те времена все уже давно стали дружно товарищами, а за подобные пережитки вполне можно было угодить в места весьма отдаленные. Но если чертил и писал сам Мельников, то объяснить можно - он в 1924 году проектировал мавзолей для Ильича и на долгие годы это стало его охраной и гарантией безопасности.
Судя по всему льют бетон - рабочие в фартучках, бетон замешивают в бочках))). В то время он уже появился, но всё ещё оставался дорогим и сложным стройматериалом. Мечта конструктивистов, но за неимением бетона создавали свои проекты из кирпича и дерева под штукатурку. На бумаге рисовали потрясающие фантазии, архитектурные мечты! Но в реальности новая политика, нищета и бесконечные интриги. Хорошо, если тебе дали возможность построиться - беги быстрее и строй из того что нашёл, какие уж тут бетоны и тонны дефицитного металла.
На фото он с женой - каков модник?))
Вот и у Мельникова дом также построен. Ведь архитектура хоть из камня, хоть из дерева, хоть из металла - да, по любой технологии, правильно построенная способна простоять лет 200, конечно, при правильной эксплуатации. Но дому Мельникова нет ещё ста лет, а его ремонт делали уже и в 70-е и в 90-е, но он всё-равно разваливается и трещит. Основная проблема - фундамент, грунты и все виды воды. Сами не обследовали, поэтому дальше диагноз ставить не будем.
На перекрытия из полноценного бруса денег не было - К. С. Мельников получил кредит на строительство дома сроком на 15 лет. В силу того, что строящееся здание рассматривалось как опытно-показательное сооружение, Мельников был также освобождён от земельной ренты. И это у ведущего архитектора страны! Понятно, что если сравнивать с другими, то он вроде как и богат даже, но если брать в расчёт царское время и зарубежных современников-архитекторов, то ситуация выглядит удручающей. Именно поэтому перекрытия выполнены из обычной доски поставленной на торец для дополнительной жёсткости. Сами несущие стены выполнены в виде сот опять же для надежного конструктивного решения, но и из-за экономии - уменьшили объём кирпича строительного, а пустоты заполнили строительным мусором! Вы представьте себе архиологические изыски лет ещё через сто в стенах дома, вместо земли.
Внутренняя планировка: 1 — передняя, 2 — столовая, 3 — кухня, 4 — коридор, 5 — санузел, 6 — комната хозяйки, 7,8 — рабочие комнаты детей, 9 — туалетная комната, 10 — гостиная, 11 — спальня, 12 — мастерская, 13 — открытая терраса
Даже форма дома была подчинена «Экономии материалов: Прямая связь архитектурного изучения геометрии с экономическим эффектом. Задача состоит в том, чтобы… площадь пола была окружена минимальным периметром стен. Требуемая площадь, скажем, 1600 кв. м. Высота — величина постоянная… Возьмем параллелепипед, куб и цилиндр… Итак, по трём вариантам периметр составит соответственно 200, 160 и 140 м. Совершенно реальная экономия от формы объёма».
Мастерская-студия на верхнем этаже дома. Фото тридцатых годов. На этом фото хорошо можно представить смену освещения в помещении. Мельников был фанатом естественного света, поэтому в доме было мало лампочек, и по современным меркам, получалась явная нехватка искусственного освещения. Так в самой мастерской висит одна лампочка на всю комнату. И сами понимаете, что в те времена она явно не прожектором была. Зато форма окон позволяла ловить косой утренний и вечерний свет до последнего со всех сторон дома.
Французская чугунная ванна привезённая из международной поездки - в нашей стране приходится проектировать за ванну, петь за унитаз и зарплату получать шпалами - грустный факт социализма и перестройки и ведь не скажешь что анекдот - реальность!
Карниз тройной под потолком не декоративный, а конструктивный - все на пользу. Поэтому и электрика старая - витая, наружная. Хотя тогда уже начинали её утапливать в стены, но это на порядок дороже. Нынче, кстати, она снова в моде и её стали снова выпускать - мы к себе в дом такую хотим обязательно - очень удобно что-нибудь переместить, заменить в течении жизни, отремонтировать, говорят она полезнее. И опять же ностальгия по дому прабабушки) Да и эстетика очень даже***
Строительство считалось экспериментальным и образцовым. Концептуальных задумок в этом доме море. В том числе, например, спальни были выполнены полностью в золотом цвете - пол, стены, потолок, бельё - всё под золото. И светильников вообще в ней не было предусмотрено специально! Правда в 41 году и стены перекрасили в белый, и эти кровати убрали, заменив на обычные деревянные. Какие-то идеи оказались передовыми для своего времени, а какие-то просто попробовали и избавились.
Об этом доме можно писать книги, делать огромные исследования - там уникальное всё: отопление без радиаторов, странные конструктивные решения даже в мелочах, концептуальные планировочные решения, филосовские поиски образа жизни, а уж колористические изыски автора - "это что-то" (в интонациях из фильма Здравствуйте, я Ваша тетя) - они сейчас не сохранились, но были весьма экстравагантными.
|
</> |