...должна быть экономной

Перелистываю свои записи более чем годичной давности, и нахожу следующее:
Основной вопрос методологии - это вопрос об отношении к различным принципам экономии мышления. Совершенно отказаться от этих принципов не представляется возможным, но точно также нельзя принимать их без разбора.
Совершенно не помню, как я это писал, но готов и сейчас подписаться. Вопросы об экономии (и не только мышления) - действительно базовые, это чуть ли не язык, на котором можно сформулировать... давайте посмотрим, что.
- Проблема универсалий это проблема экономии мышления в чистом виде. Насколько узкой должна быть онтология? Включать только то, без чего ну совсем психушка? Или допускается отложить жирок? Куайн, номиналист до мозга костей, допустил в свою онтологию числа и множества, просто потому что они слишком уж везде. Но не идею блага и любви, ибо это непонятно что такое, пустые слова. Ну-ну.
- Сюда же относится упоминавшаяся недавно дискуссия между сторонниками и противниками реальности возможных миров. Без комментариев.
- Проблема рациональности. Рациональность, как её определяет Декарт (впоследствии её как-только не переформатировали) заключается в экономии источников познания (и даже принятия решений) и инструментов вывода.
- Чем западнее, тем больше Оккама. Выбор между большей и меньшей экономностью средств - это выбор между метафизическим Западом и метафизическим Востоком. На Заокраинном Западе процветает пуританство, позитивизм и аналитическая философия. На Дальнем Востоке любой мыльный пузырь мысли обретает онтологическую поддержку.
- Во многих религиозных системах имеет место нечто подобное христианскому протестантизму. В конечном счете речь идет обычно о попытках "выбросить все лишнее". В индуизме, кстати, см. Ади Брахмо Самадж и вообще Д. Тагора. С буддизмом см. где-нибудь, где всё есть. А где всё есть? Да везде всё есть.
- Либерализм vs. социализм как дискуссия о более или менее экономном (раздутом) государстве. Как обычно, Запад есть синоним наибольшей экономии, а Восток позволяет себе лишку.
- "Протестантская этика" М. Вебера как гимн более экономному (в обычном смысле слова) богачу. Это уже почти шутка.
Подытоживая, цивилизацию мотает между удушливым пуризмом и барочной избыточностью, и напряженность между двумя этими полюсами составляет главную интригу истории мысли. Мы сейчас живем определенно во времена пуризма. У. Оккам по ночам выходит из склепа со своей бритвой - кто не спрятался, мы не виноваты.
|
</> |