Доклад о движении самолето-моторного парка ВВС КА за 1942 год.

Из группы истребителей новая материальная часть составляла всего лишь 19%, из них: Як-1 – 5%, Як-7 – 3%, ЛаГГ-3 – 11%. Кроме того, в группе истребителей импортная материальная часть составляла 11%, из них: Тамагаук – 4%, Харрикейн – 7%. Остальные же 70% падали на самолеты И-16 – 34%, И-15 – 13%, И-153 и И-5 – 13%, МиГ-3 – 10%.
По бомбардировщикам: новая материальная часть Пе-2, Пе-3, Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Ли-2 – составляла 33%, остальные 67% составляли самолеты СБ, ТБ-3, Су-2, Ер-2.
По штурмовикам и разведчикам новая материальная часть – Ил-2 составляла всего лишь 12%, остальные 88% составляли самолеты Р-5, Р-Зет, ССС, Р-10.
Таким образом, от всего парка самолетов ВВС КА новая материальная часть составляла всего лишь 18,5%. Причем, военно-воздушные силы Красной Армии особенно слабо были насыщены самолетами Ил-2, Пе-2, Як-7, Як-1. Самолетов же Ла-5 на вооружении Красной Армии на 1-е января 1942 года совершенно не было.

На момент выпуска с завода самолет № 2985 представлял из себя стандартный серийный Як-1 производства лета 1942 года. 8 августа его отправили лётом в состав 6 ИАК ПВО, где передали в 562 иап. Однако всего через несколько недель он был отправлен на завод № 115 и модифицирован в очередной прототип истребителя с улучшенным обзором. На самолете переделали верхний гаргрот фюзеляжа, фонарь кабины и бронеспинку, установили переднее и заднее бронестекла, а также зеркало для обзора задней полусферы. Коллиматорный прицел ПБП-1 заменили на механический кольцевой, сняли два ШКАСа и вместо них поставили один крупнокалиберный УБС с удлиненной газоотводной трубой. Кроме того, на самолет были установлены радиоприемник, умформер для питания радиопередатчика и радиомачта с двухлучевой антенной. Для того, чтобы улучшить температурный режим силовой установки, на машину поставили увеличенный маслорадиатор ОП-352, а также сняли защитную сетку с гондолы водорадиатора. Были приняты меры и для снижения аэродинамического сопротивления – для этого были переделаны капоты мотора и зализы крыла, установлено убирающееся хвостовое колесо и сняты установки реактивных орудий. В таком виде 2985 был передан на испытания в НИИ ВВС КА.
Летная программа испытаний была выполнена всего за два дня – 16-17 сентября 1942 (ведущий летчик – майор Валентин Хомяков). Всего было сделано пять полетов, общей продолжительностью 3 ч. 55 мин., в ходе которых была произведена тарировка указателя скорости, определены максимальные горизонтальные скорости по высотам и скороподъемность (до высоты 5000 м), а также установившиеся температуры воды и масла на режиме максимальной скорости. Максимальная скорость у земли составила 508 км/ч (при наддуве 1035 мм рт. ст.), на первой границе высотности (1900 м при наддуве 1035 мм. рт. ст.) – 548 км/ч, на второй границе высотности (3750 м при наддуве 1075 мм. рт. ст.) – 570 км/ч. Время набора высоты 5000 м равнялось 5,9 мин. Все перечисленные значения были получены при взлетном весе 2900 кг и работе мотора на 2550 об/мин.
Затем самолет был передан в тир для отстрела вооружения, в ходе которого обнаружились серьезные проблемы с установкой пулемета УБС. После 18 одиночных выстрелов согнулась передняя стойка крепления газоотводной трубы. Стойку заменили на новую, но на 12-м выстреле в режиме автоматического огня дефект повторился, и газоотводная труба под действием пороховых газов осела на каркас капота, при этом были прострелены газоотводная труба, капот и кок винта. 22-24 сентября самолет прошел ремонт на заводе № 115, в ходе которого получил серийную газоотводную трубу с вклепанным в капот желобом и усиленные кронштейны крепления. При отстреле 25 сентября из УБС удалось произвести 340 выстрелов без задержек по вине установки, после чего лопнул передний кронштейн крепления газоотводной трубы, а в ее задней стенке образовалась трещина по сварке. На этом отстрел вооружения был прекращен, после чего 25-26 сентября на 2985 были выполнены еще три полета на проверку температуры ВМГ и общую оценку машины летчиками облета. 26 сентября самолет отправили на завод № 115, там, по-видимому, злосчастный УБС был демонтирован, после чего 2985, вооруженный единственной ШВАК, был возвращен в 562 иап. Его служба в полку продолжалась до конца года, а 5 января 1943 он вновь был отправлен в ремонт на завод № 115.
Интересно, что в конце 1942 в 562 иап эксплуатировались сразу три прототипа Як-1 с улучшенным обзором, прошедшие модернизацию на заводе № 115 и в разное время испытанные в НИИ ВВС КА. Кроме 2985, это были 3560, а также 4856, на котором в октябре 1942 были проведены испытания улучшенной системы управления оружием – электроспуска для пушки ШВАК, пневмоэлектрического спуска для пулемета УБС и ручки управления самолетом "по типу Ме-109".
Из бомбардировщиков 3631 самолет, на фронтах было 911 самолетов или 25%. Из штурмовиков 1766 самолетов, на фронтах было 273 самолета или 15,5%. Из учебно-тренировочных и разных 5911 самолетов, на фронтах находилось 1042 самолета или 17,5%.
Следует отметить, что в декабре месяце 1941 года было самое меньшее количество самолетов в целом по ВВС КА и особенно на фронтах. В последующие месяцы 1942 года парк самолетов все время возрастал. Особенно быстрые темпы роста парка самолетов были во второй половине 1942 года. В соответствии с общим ростом парка самолетов по ВВС КА, авиация, находящаяся на фронтах, из месяца в месяц увеличивалась.
За 1942 год части ВВС КА получили от промышленности НКАП и из-за границы 25 255 самолетов, в том числе из-за границы 2293 самолета.
По родам авиации и по месяцам части ВВС КА получили следующее количество самолетов:


истребителей | – 10 801 самолет, |
бомбардировщиков | – 5 613 самолетов, |
штурмовиков и разведч. | – 6 362 самолета, |
учебно-тренировочн., связи и разных | – 9 954 самолета. |
Из группы истребителей: самолеты Як-1 составляют 16%, Як-7 – 18%, ЛаГГ-3 – 14%, Ла-5 – 7%, импортная материальная часть – 13%. Остальные 42% падают на самолеты И-16, И-15, И-153, МиГ-3.
Из группы бомбардировщиков самолеты Пе-2, Пе-3 и Ту-2 составляют 30%, ДБ-3, Ил-4 и Ли-2 – 24%, Б-25 и Бостон-3 – 8%, остальные 38% падают на самолеты СБ, ТБ-3, Су-2.
Из группы штурмовиков и разведчиков самолеты Ил-2 составляют 76%, остальные 24% падают на самолеты Р-5, Р-Зет и Р-10.
Таким образом, за 1942 год значительно увеличился удельный вес самолетов Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-2, Ил-2, Ил-4 и Ли-2.
Общий парк самолетов ВВС КА за 1942 год увеличился на 83%.
Истребители | – на 63% |
Бомбардировщики | – на 55% |
Штурмовики и разведч. | – на 260% |
Учебно-тренировочн. и разные | – на 63% |
От истребителей | – 44,5% |
от бомбардировщиков | – 50,5% |
от штурмовиков и разведчиков | – 40,3% |
от учебно-тренировочных, связи и разных | – 34%. |
Следует далее отметить, что воздушные армии имеют на 1/1-1943 года у себя на вооружении одиночные самолеты разных старых типов, особенно 1, 2, 3, 6, 7, 8 и 16 Воздушные армии.

И МОТОРОВ ТЫЛА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ
ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА (ПЕТРОВ)


|
</> |