догоним и перегоним
mi3ch — 22.03.2016Из статьи на Слоне: 5 мифов об Америке, тиражируемых в России
Антиамериканизм стал важнейшей составной частью официальной пропаганды и мало-помалу превращается в элемент российской национальной идентичности. Сегодня большинство россиян негативно относятся к США, а опасным противником и врагом России Соединенные Штаты считают 59% наших сограждан. Между тем, как и в ряде других случаев, подобное отношение основывается на тиражируемых пропагандой мифах.
1. Социальные последствия Великой депрессии.
Пару недель назад Михаил Хазин заявил в эфире «Эха Москвы»: «Я напоминаю, что в США во время Великой депрессии 2 миллиона человек от голода умерло». Да, депрессия была сложным временем в Америке – но, по официальной статистике, с 1928 по 1934 г. производство продовольствия в стране выросло на 12%, а продолжительность жизни повысилась с 56,9 до 61,3 года. Последнее в стране с населением в 122 млн человек было бы невозможно даже в случае смерти от посторонних причин 100–200 тысяч человек. Кроме того, если предположить, что за несколько лет в стране с открытыми границами умерли от голода 1,6% жителей, последствия были бы схожими с голодом в Ирландии в середине 1850-х: тогда из 9,8 млн жителей от голода умерли 800 тысяч – и это спровоцировало массовую эмиграцию – уехало 1,2 млн человек. Экстраполировав ситуацию на США, можно получить цифры, которые сразу покажут нелепость выдвинутого предположения: никогда ни 1,2 млн, ни 15 млн (как должно было быть, учитывая разницу в населении) человек не эмигрировали из США в другие страны.
2. Америка живет за счет остального мира.
Не только Хазин, но и авторы журнала «Эксперт», как многие нынешние российские политики и даже бывший президент СССР Михаил Горбачев годами тиражируют утверждение о том, что «Америка производит 20% мирового ВВП, а потребляет 40%».
ВВП Соединенных Штатов составлял в 2014 г. $17,4 трлн (кстати, 22,3% мирового, но это не так важно) – и если Америка потребляет вдвое больше, чем производит, то как минимум таким же должен быть и объем ее импорта. Однако отрицательное сальдо баланса в торговле товарами сложилось на уровне 6,2% ВВП. Таким образом, даже в «максимуме» своей торговой зависимости от остального мира Соединенные Штаты производили 22,3% мирового ВВП, а потребляли 23,7%.
3. Если Америка «живет за счет остального мира», она должна что-то этому миру предлагать, чем-то его «совращать». И это – зеленые долларовые бумажки.
Здесь лидером в оценках является экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Встреченный мной в последний раз в зале ожидания собеседования в посольстве США в Москве в 2013 г., Юрий Михайлович заявлял (как еще был градоначальником): «В мире напечатано… 1 квадриллион 420 триллионов долларов, это больше чем ВВП всего мира… которые не обеспечены ни золотом, ни иным эквивалентом».
Указанная сумма превышала ВВП Соединенных Штатов в 102 раза; даже если предполагать, что имелась в виду денежная масса М2, то она составляла бы в этом случае 10 тысяч процентов ВВП, тогда как в России едва достигала 35%; расхождения такого масштаба в экономической жизни просто немыслимы. Но – что проще – любой мог посмотреть на открыто публикуемую статистику ФРС и увидеть, что реальный показатель M2 составлял на 1 января 2009 г. в США лишь $8,2 трлн. То есть обман обывателя был рекордным – почти в 170 раз, а если придраться к слову «напечатали» и подумать, что речь шла о наличных деньгах, то и больше – в 1600 раз, так как количество наличных долларов, находившихся в обращении в США и по всему миру на тот момент составляло менее $900 млрд. Но указанная фантастическая цифра до сих пор кочует по страницам российских изданий – разумеется, как «общеизвестная».
4. Гигантский долг США
На ниве «разоблачения» американцев и требований отказаться от финансирования их долга отметились самые разнообразные российские «экономисты», включая, например, советника президента России Сергея Глазьева. Они убеждены – если не давать Америке в долг, ее обязательства (составляющие сегодня $19,0 трлн) не смогут обслуживаться, и страна объявит дефолт.
Здесь российские специалисты не учитывают два обстоятельства. С одной стороны, собственно внешний долг у Соединенных Штатов не очень велик: по состоянию на 1 января 2016 г., иностранные инвесторы держали американских казначейских обязательств всего на $6,2 трлн (или на 35% ВВП). С другой стороны, Соединенные Штаты занимают в своей собственной валюте – и потому всегда могут увеличить ее эмиссию, если того потребуют обстоятельства; более того, если предположить, что казначейские бумаги инвесторы начнут сбрасывать по всему миру, это окажет скорее позитивное влияние на Америку, так как пойдет вниз доллар, что снизит издержки в американской экономике и позволит выровнять торговый баланс, сделав США более конкурентоспособными.
5. Зацикленность Америки на военных расходах
Соединенные Штаты сегодня тратят на военные нужды более половины суммы, которую ассигнуют на эти нужды все остальные государства в мире, вместе взятые ($610 млрд против $1,17 трлн по итогам 2014 г., по данным SIPRI). Однако, какой бы агрессивной ни была Америка, военные расходы не являются главными тратами ее бюджета. Они, например, на $492 млрд (или на 45%) меньше, чем затраты федерального бюджета на здравоохранение и на $329 млрд (или на 35%) меньше, чем на социальное обеспечение (в то время как в России, согласно бюджетным проектировкам на 2016 г. на оборону направляется в 6,3 раза больше средств, чем на охрану здоровья граждан).
Помимо того, чтобы финансировать свою «военщину», США хватает средств на многие социальные программы: так, например, чертой бедности в стране приняты доходы в $12,3 тысяч на человека в год (приблизительно вдвое выше средней зарплаты в России), а на поддержку малоимущих только через выдачу продовольственных талонов в текущем году будет потрачено больше средств, чем в России на образование и науку.
|
</> |