Доделывая за Леонардо

топ 100 блогов shakko_kitsune04.09.2019 Да Винчи был, конечно, гений, только больно уж какой-то незаконченный, неустроенный, если взглянуть на его творчество в совокупности. Картин от него остались считанные единицы, фрески его почти сразу же облупились, статуи переплавили на пушки. Велик он, пожалуй, в первую очередь потому, что это сразу же признали современники, говорили об этом во весь голос при его жизни, после его смерти, век спустя, да еще в эпоху романтиков продолжили плодить легенду. А уж в век массовой культуры грех было такую мощную фигуру не использовать, раз уж она существует. А вот появись его полтора десятка работ из ниоткуда в наши дни, без флёра -- совершенно не факт, что он произвел впечатление сильнее, чем другие итальянцы его эпохи, чьи фамилии у нас не на слуху.

Чезаре да Сесто. Тайная вечеря. 1550. Церковь Сан-Амброджио, Ponte Capriasca, Швейцария
Доделывая за Леонардо


Данный тезис, конечно, ирония, некий сферический конь в вакууме. Как я уже не раз говорила, любой гений и любой шедевр неотделим от своего места на таймлайне истории искусства, и надо обладать поистине дзенским, холодным, рассудочным воображением, чтобы суметь оценить их без вот этого флёра.

Но вернемся к вопросу доделывания.
Доделывали за Леонардо всегда, сразу. Его картины перерисовывали и докомпоновывали фигурами из других его картин (см. по этому тэгу примеры), сохраняя главное фирменное сфумато и искусительную улыбку.

В ход шли и его рисунки:
То, что Леонардо намечал лишь контурами и силуэтами - превращалось в полноценные картины маслом силами его учеников и последователей. Действительно, не пропадать же хорошему образцу! Эти рисунки служили своего рода прорисями.
Ситуация совершенно нормальная для эпохи Возрождения, форма ученичества и почтения. Рисунки Микеланджело использовались следующим поколением художников ровно тем же образом.

Слева: рисунок Леонардо, справа - более поздняя картина Квентина Массейса
Доделывая за Леонардо Доделывая за Леонардо

А вот еще интересная штука, современная.
Дело в том, что от Леонардо остались еще насколько незаконченных картин, метра полтора-два высотой, такие здоровые дуры. И вот наш современник решил сделать их колористические реконструкции в предпочитаемой гамме Леонардо, иначе говоря -- раскрасить.

Давайте посмотрим, что получилось.
Автора зовут David Jean http://www.angelspeak.ca

Сохранившийся оригинал вот такой
Поклонение волхвов
Уффици
доска, масло, 2,4 метра х 2,4 метра


Доделывая за Леонардо

Раскрашенный вариант мне раньше в сети попадался, и я, честно говоря, даже не обращала на него особого внимания. То есть видно, что это не настоящий Леонардо -- нет присущей ему медовой мягкости, однако по колориту и атмосфере -- вполне себе сходит сперва за натуральный 16 век, какого-нибудь его ученика, который тоже, быть может, раскрашивал.

Ан нет, это оказался негр-канадец с примесью индейской крови...

Доделывая за Леонардо

Святой Иероним
Ватиканская пинакотека
доска, масло
1 м х 75 см


Обратите внимание на трещину сверху вниз. Это не трещина на самом деле, а склейка: в 19 веке, когда картину нашли, одна половина использовалась как столешница, а другая как дверца.

Доделывая за Леонардо

Вот эта реконструкция вышла более интересной, какая демоническая даже.
Мне нравится, как хорошо выбран тут оттенок голубого цвета.

Доделывая за Леонардо st-jerome-da-vinci-copy-by-david-jean.jpeg

Предыдущие две вещи -- это откровенные недоделки. Кто-то (не факт, что Леонардо), оплатил эти огромные, хорошо подготовленные деревянные доски. ("Св. Иероним" изначально был больше).

А вот эта вещь обошлась по материалам и трудозатратам дешевле, хотя она тоже большого размера. Остается только гадать, почему Леонардо бросил и ее.

«Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» (The Burlington House Cartoon)
Мел, уголь, бумага, закрепленная на холсте.
Национальная галерея, Лондон


Доделывая за Леонардо

Вот раскрашенный вариант.
Дядя напортачил с цветом волос мальчиков, Леонардо таких темных не делал. И белая тряпочках на чреслах тоже свистит.

Доделывая за Леонардо st-anne-da-vinci-copy-by-david-jean.jpeg

Сам Леонардо, выполнив тот большой карандашный вариант, в итоге отказался от композиции, поменял действующим лицам позы немного. Его конечный вариант вот таков.
Почувствуйте разницу по сравнению с предыдущей картинкой (не считая следов времени, в чем она?)

Доделывая за Леонардо

А вот уже не "нон финито" (специальное слово для жанра незавершенных произведений искусства, в которых незавершенность сама по себе стала уже важным качеством). Тут проблема была другой. Леонардо, как обычно, нарисовал фреску во флорентийском Палаццо делла Сеньория такими экспериментальными красками, что она практически сразу испортилась. Несколько десятилетий спустя поверх ее остатков, на той же стене Вазари написал новую фреску.

От "Битвы при Ангиари" лучшее, что сохранилось -- это очень подробная зарисовка Рубенса.

Доделывая за Леонардо

Эта реконструкция, на мой взгляд, вышла самой плохой. Посмотрите на колорит, на атмосферу. Это такой стандартный ХХ век, который мы знаем по графике для обложек фэнтези.

Доделывая за Леонардо

Посмотрите, как интересно сравнивать эти 4 работы одного и того же современного художника. Как, имея в качестве основы совершенно одинаковое -- контуры и образцы колористики, он умудрился и хорошо сделать, и плохо.

Впрочем, если изучить персональный сайт художника, отгадка становится очевидной.
Вот пара его "родных" картин.


Доделывая за Леонардо Доделывая за Леонардо

Он попросту не очень эрудированный и весьма пошлый.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
годна до 2018 чем бы дитя не тешилось... Сертифицировать ник-нейм! ...
Что приходит в голову при упоминании Санкт-Петербурга? Естественно, неповторимая архитектура, промозглая погода и культура, которой так славится этот российский город. Конечно, петербуржцы известны своей культурой речи и статностью, однако и среди них хватает странных и даже немного ...
А вот что на самом деле произошло в Славянске. Вот каким был аваковский штурм на самом деле. "Все кровавые события происходили возле въезда в населенный пункт ...
...
Продолжаем жить вместе. По возможности счастливо. Эти кото-дети обожают, когда я работаю в кабинете. Делаю я это не часто, но периодически делаю. И вот, как только я иду в кабинет, они мне тут же начинают "помогать". Примерно так. А я - работай, как хочешь. И поджопник не дай, потому что ...