Доброе
roizman — 29.04.2012 Иногда, когда посетители видят иконы, приведенные в порядок, их задевает яркость красок и золотой блеск. Они считают, что иконы так выглядеть не должны.На самом деле, иконы именно такими - блестящими, яркими и радостными (в некоторых сюжетах - строгими и торжественными) выходили из мастерских.
Представление об иконах, как о мрачных, суровых и темных, появилось, скорее, в советские времена.
Вот, как выглядят нереставрированные иконы:
Здесь состояние еще не самое плохое.
Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Невьянск. 70-80гг XVIII века. Здесь будет сложность в раскрытии. Икона покрыта жесткой олифой, которая потемнела еще и от температурного воздействия. Высокую температуру хорошо держит киноварь - красная краска. А свинцовые белила, которыми наплавлены лики, наоборот, температуру не держат. Зато устойчивы к механическому воздействию. А киноварь - наоборот, моментально стирается. А зеленый малахит на поземе, вступает во взаимодействие с олифой, и раскрывать его - своя сложность. Посмотрим, что получится.
А вот эта Четырехчастная икона. Самый конец XVIII, как ни странно, она в хорошем состоянии. Поля будут светлые. Типа слоновой кости. Внизу, возможно, сохранилась дата. Икона, конечно, после раскрытия, заиграет всеми красками.
А эта Богоматерь Казанская. 1780 годы. Золото вытерто. Фон средника очень рваный. При раскрытии станет видно. Перезалачивать нельзя. Надо искать какой-то нейтральный тон. Основная проблема - вскрышывание красочного слоя. И если сначала проклеить и уложить, то гораздо сложнее будет раскрывать. Видимо начнут с очень осторожного раскрытия, и потом будут укладывать.
Работать будет наше реставрационное отделение в училище им. Шадра. Первую и вторую иконы, под наблюдением Михаила Ратковского, будут раскрывать студенты. С Казанской будет работать сам Михаил, тонировать возьмется руководитель отделения Максим Ратковский.
Обязательно покажу потом.