до классового общества нам ещё надо дорасти
juve99 — 01.07.2024 Толкователь30 Jun, 15:03
Концепцию устройства российского общества по сословному принципу последние тридцать лет продвигает великий социальный антрополог и бывший глава Экспертного управления АП Симон Кордонский.
Но ещё раньше, в 1980-е, эту же концепцию советского общества как сословного, а не классового продвигал и великий советский футуролог и социолог Игорь Бестужев-Лада. Он не стал городить огород, и просто списал такую сословную лестницу с индийского общества.
«Шайку отъявленных разбойников, которые силой оружия подчиняют себе остальных, эти умные люди в Древней Индии назвали «кшатрии» (воины). А тех, кто уговаривает их жертвы не сопротивляться, – «брахманы» (жрецы). Из прочих, тех, кто устроился поприличнее, – «вайшии» (торговцы), остальных – «шудры» (крестьяне, ремесленники, слуги). Наконец, совсем уж обездоленных, завидующих даже шудрам, – «парии» (это слово вошло во все языки мира и перевода не требует).
В царской России эта классификация сохранялась очень чётко: кшатрии – дворяне; брахманы - духовенство, чиновничество, немногочисленные деятели науки и искусства; вайшии – купцы и мещане; шудры – крестьяне, рабочие, прислуга; парии - дикие кочевники. В Советском Союзе та же классификация выглядит сложнее. Но она – та же, а не какая нибудь другая.
Вот советские «кшатрии». Формально это 43 млн. служащих, включая 18 млн. начальников всех степеней и 4 млн. солдат (1985 г.) – с семьями треть населения страны. Но фактически отсюда надо исключить «нищее дворянство» – низших и средних начальников, чей образ жизни не отличим от шудр или, в лучшем случае, самых бедных вайшиев. Не относятся сюда и солдаты, которые намного ближе к париям. Зато фактически сюда надо причислить верхушку брахманов и вайшиев, чей образ жизни не отличим от аристократии советского общества. В итоге получается всего 2-3 млн. чел. на весь бывший СССР (с семьями – не более 10 млн., т.е. примерно 2-3% населения). Количественно каста совершенно ничтожная, но политически – огромная, всемогущая сила, подлинные хозяева страны (вплоть до сегодняшнего дня).
Кшатрии на советском новоязе назывались «номенклатурой».
Далее Бестужев-Лада описывает материальную сторону жизни сословий – мы её знаем, и приводить не будем. И делает вывод, какие качества начальства сформировала такая сословная лестница:
«Подумайте сами: может ли быть что либо на свете – любая подлость, любое преступление – перед чем он остановился бы, чтобы перейти из состояния шудры в состояние кшатрия, чтобы сохранить последнее любой ценой? Любой ценой! Уточним, что для такого перехода не требуется ни работоспособности, ни добросовестности. Только родственные связи, знакомство, протекция. И, следовательно, – тотальное социальное угодничество, тотальное социальное лицемерие для столь же тотального социального иждивенчества на возможно более высоком уровне».
(Далее Бестужев-Лада делает вывод, что в сословной системе невозможны партийная система и парламент, а также разделение властей. И что у новой России не получится сделать это всё, пока страна не станет классовой, т.е. не пройдёт через буржуазно-демократические реформы)
|
</> |