Дневник старшего лейтенанта А. А. Муравьева. Балтика. 1941 год

топ 100 блогов tvsher01.05.2023 Начинаются особые дни, дни памяти, гордости и скорби одновременно, во всяком случае для моего народа и моей страны... Поэтому будет несколько постов на тему Великой Отечественной войны.

Дневник старшего лейтенанта А. А. Муравьева. Балтика. 1941 год
Буксир типа "Ижорец", переоборудованный в годы войны в тральщик

Публикация, подготовка текста, вступительная заметка и примечания Сергея Попова (Муравьева).


Вступительная заметка

Дневники моего дедушки, капитана дальнего плавания, капитана 3-го ранга Аркадия Александровича Муравьева (Муравьева-Апостола) представляют собой живой документ эпохи. Как у него хватало времени при постоянных походах, беспредельной ответственности за выполнение боевых заданий и личный состав, при налетах вражеских самолетов, бессонных ночах, гибели боевых товарищей, фактически каждый день делать записи? Ведь приходилось вести еще и бортжурнал. Вероятно, это была определенная отдушина в сумасшествии войны. Дневник начат 1 сентября 1941 года, заканчивается записью 25—26—27—28 августа (28-го — уже в Кронштадте) и двумя краткими записями 15 и 20 сентября 1941 года.

Тральщики всегда шли впереди конвоя, протраливая от мин коридор для прохода транспортов и боевых кораблей. Они рисковали во многом больше других кораблей. А мин начиная с 1939 года в Финском заливе были поставлены тысячи! Трал Шульца, змейковый и параванный тралы подрезали мины. Дед настоял на установке на его тральщике электромагнитного трала нового образца для уничтожения мин с бесконтактными взрывателями.

Географию боевых походов тральщика «Ударник» можно понять, посмотрев на подробную карту Финского залива. Сейчас раскрываются новые архивные данные, много написано в последние десятилетия книг о боях в Финском заливе, в ряде случаев публикуемые материалы оказываются противоречивыми.

Возможно, некоторые строки дневника покажутся новым поколениям патетическими, но они наполнены любовью к Родине, к близким, постоянной тревогой за них. Надо просто ощущать то время, что уже не многим дано. В дневниках нет никакого панегирика Сталину, но есть дань времени и консолидации народа… Зато много крамольных слов, за которые можно было тогда получить срок. Дед, правда, не избежал штрафбата, очевидно, после того как его тральщик №57 подорвался на мине близ острова Сескар — на сескарском плесе (сентябрь или октябрь 1941 года). По другим данным, тральщик «Ударник» был ранее жестоко обстрелян 10 самолетами, треть экипажа погибла, и лишь спустя месяц он подорвался на мине. Около суток Аркадий Александрович в спасжилете продержался на воде, пока его не спасли.

В мае 2012 года у острова Сескар с глубины 42 метра поднят телеграфный аппарат для передачи команд из ходовой рубки в машинное отделение, предположительно, с тральщика ТЩ-57 «Ударник». Он хранится в военно-морском музее школы №5 г. Кингисеппа.

Итак, штрафбат на берегу… Не факт, что это было связано с подрывом тральщика на мине. Статья была «За превышение полномочий» (см. приложение), осужден на 10 лет. Судя по документам домашнего архива (боевым характеристикам, решению трибунала о снятии судимости), из штрафбата его вытащили боевые товарищи-командиры 587-го отдельного штрафного взвода КБФ, 3-й отдельной роты 4-го батальона КБФ. В документах много хронологических рассогласований, с чем предстоит разбираться.

Но это было все позже описываемых в дневнике событий. В дневнике мало внимания уделено чудовищному Таллинскому переходу, лишь кратко описан переход конвоя 24—26 августа, которым командовал А. А. Муравьев. Этот переход с ранеными на транспортах, осуществленный еще до официального приказа об эвакуации Таллинской базы, подробно описан на стр. 118—121 книги А. В. Платонова. Некоторые военные историки сравнивают его по трагичности событий с поражением русского флота под Цусимой (см.: Платонов А. В. Трагедии Финского залива. М., 2005). За все конвои из 225 кораблей и судов до Кронштадта дошли только 163.

А. А. Муравьев-Апостол (так фамилию пишут в документах с середины 1940-х)награжден орденом Отечественной войны II степени за взятие Эзеля, орденом Красного Знамени за прорыв блокады, орденом Красной Звезды, медалями и памятными знаками, в частности за оборону полуострова Ханко (Гангут), за эвакуацию гарнизона его ВМБ, почетными грамотами.

Дневник написан каллиграфическим почерком. Дед почти окончил гимназию им. АлександраI в Новгороде, на Торговой стороне у Федоровского ручья, но помешала революция (на месте гимназии в советское время построен завод, а Федоровский ручей засыпан). Тем не менее он получил фундаментальное классическое образование. Книги, которые он мне давал читать, воспитали во мне дух путешественника, исследователя. Недаром я стал археологом. В тексте ежедневных записок где-то отсутствуют знаки препинания, где-то при современном прочтении видятся ошибки. Но надо понимать, что эти строки писались в редкие свободные от боевых походов минуты. Во-вторых, и орфография изменилась. Один пример: у деда — «форватер» (англ.), а сейчас принято писать по-голландски «фарватер».

Дед в Гражданскую войну с 1918 года служил в Каспийской флотилии, потом в партизанских отрядах, в частности в 1920 году участвовал в боях на фронте по линии Таганрог—Мариуполь—Бердянск—Перекоп. Еще в начале 1930-х годов прошел кругостветку (старпомом шхун «Темп» и «Нажим»), служил в торговом флоте, обошел весь мир, ходил и Севморпутем. Окончил с отличием в 1928 году Морской техникум (курсы и практика судоводительского отделения). 25 декабря 1933 года получил диплом капитана дальнего плавания. В 1936 году окончил заочный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта со званием «инженер по эксплуатации морского торгового флота и портов». В 1940 году окончил трехмесячные курсы командиров БТЩ при КУНСЗ КБФ. Зачислен в КБФ 19 апреля 1940 года на должность дублера командира БТЩ «Гафель» с присвоением звания старшего лейтенанта. Приказом НКВМФ СССР зачислен в кадры РКВМФ с назначением командиром ТЩ «Ударник» (приказ №03909 от 3 декабря 1940 года).

Аркадий Александрович швартовался в портах всего мира, только в Австралии не был. Сохранилась его мореходная книжка — послужной список занимает 20 страниц. До войны ходил на 29 кораблях и судах в должностях от матроса 1-го класса до капитана. После войны был капитаном ряда теплоходов и шхун (15). Перед выходом на пенсию преподавал курсантам морское дело в Ораниенбауме, руководил их практикой на паруснике «Чайка» в 1957 году. За Ораниенбаумский пятачок дед сражался в войну. Помимо морских татуировок на его груди красовались две затянувшиеся дырки от пуль, полученных в Отечественную войну. Был он также контужен на Балтике. Я жалею, что мало расспрашивал деда о войне, да и он сам мало о ней говорил.

После тральщика «Ударник» Аркадий Александрович командовал СОН «Иртыш», ТЩ-323, пароходом «Юку». Войну он закончил капитаном 3-го ранга, командиром Краснознаменного заградителя «Вятка», на котором прослужил до сентября 1946 года.

Дедушка обладал и незаурядным литературным талантом. Ряд его романтических рассказов о тропиках вышли в журнале «Нева», а ранее в газетах «Советская Балтика» («Аргентина», 6 января 1940 года), «Балтийская верность» («Последний рейс капитана Дель-Кампо» и др.). В 1968 году в издательстве «Детская литература» вышла его книга рассказов (Муравьев-Апостол А. А. Балтийцы. Л., 1968). По иронии судьбы она напечатана в Таллине, на улице Пикк (50 000 экз.!). Последний его труд — воспоминания о капитане Лухманове (Капитан Лухманов. Воспоминания // Океан. Лит.-худож. мор. сб. М., 1979. С. 266—276). Он был знаком с такими писателями, как Всеволод Азаров, Виктор Конецкий, подводник П. Грищенко. Их книги с теплыми подписями деду сохранились в домашней библиотеке.

Дед и бабушка многое мне дали в жизни. Дед передал мне ряд морских навыков, например не «крутить мельницу» — правильно грести на шлюпке. В ЛЭТИ, который я окончил, была военно-морская кафедра. На сборах в Севастополе мы каждый день выходили из Северной бухты на маневры на БПК «Сметливый», а затем на БПК «Керчь». Капитан шхуны «Ольвия» доверял мне, лейтенанту запаса, не раз стоять все 25 морских миль за штурвалом, когда мы эвакуировались с острова Березань в Очаков, закончив экспедицию.

На день рождения дедушки и бабушки у нас собирались моряки, друзья деда, прошедшие войну: капитан 1-го ранга В. Ф. Тамман — командир подводной лодки, мичман Иван Максимихин, Дмитрий Бушен, потерявший ногу на море, Виктор Муев. Мне, школьнику, было крайне интересно слушать их разговоры и песни. Дед переписывался со многими моряками. В частности, сохранились поздравительные открытки ему от адмирала В. Ф. Трибуца, командующего КБФ в те тяжелые времена.

В День Победы, когда были в городе, мы всегда приходили с женой к памятнику катерам-тральщикам 8-го дивизиона на Елагином острове — поклониться отважным морякам…

Аркадий Александрович умер 19 марта 1974 года и похоронен на Серафимовском кладбище. Я храню память о моем предке-герое, о подвигах моряков Балтфлота.

Сергей Попов (Муравьев)



Продолжение следует...
#литературныйпонедельник




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спасибо деду за победу мамке за вкуснямку! ...
Когда некуда торопится с утра и можно позволить себе роскошь вглядываться неторопливо в лесную тишь, то можно с неведомыми зверушками повстречаться. Здесь явно кот ученый зиму коротает, в мерзлой тиши сказки весенние сочиняя. Пошарил я на удачу ...
Палестинцы (скорее "Хезболла" - от них можно схватить хорошую иранскую ракету) "достали" израильский катер типа ...
«Разница есть, конечно. Даже хотя бы в отношении к природе. У вас это отношение европейское. У нас же испорченное отношение к природе кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах — они завтра едут дальше. Так чего заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русски ...
На болотной площади прошёл митинг "Народного собора". Более 500 человек пришло поддержать акцию против пидорасов. Русский Марш обещает быть большим! Особенно порадовала вот эта девушка. Эх! жаль, что она уже невеста)) Остальные ...