Дневник наблюдений. Особенности национальной ТБ
gorba — 13.10.2011 А еще, дорогие мои, сижу я сейчас в Домодедово в ожидании рейса и осмысливаю интересный случай, произошедший со мной два часа назад.Лечу из Питера через Москву в Омск. Заботливый парнишка на регистрации в Питере сажает меня не просто у прохода слева (я обычно прошу об этом, чтобы вытянуть больную ногу), но еще и у аварийного выхода - там расстояние между креслами больше. У иллюминатора сидит какая-то уже употребившая (или еще не протрезвевшая, в 7-то утра?) Знающая Себе Цену Дамочка, в ногах у нее лежит сумка. Стюардесса традиционно зачитывает по трансляции правила безопасности, в том числе правила размещения ручной клади. Когда речь доходит до того, что размещать ручную кладь под впереди стоящим сиденьем разрешается во всех рядах, кроме тех, в которых находятся аварийные выходы, то есть и в нашем тоже, я невольно смотрю на сумку в ногах дамочки. Дамочка ловит мой взгляд и с улыбкой, махнув рукой, говорит: да ладно! Я отвечаю - ненене, это вполне осмысленная штука, Вас все равно попросят ее убрать наверх - давайте я Вам помогу. На что Дамочка пожимает плечами, смотрит на меня то ли с легким разочарованием, то ли с тенью сочувствия, и говорит: ну что ж, раз уж Вы боитесь, давайте уберем.
И тут мне вспомнился ответ volokhonsky на пост podrabinek "Тонущая Россия", посвященный крушению "Булгарии", и приведенная в нем ссылка на "дымный" эксперимент Дарли и Латане (т. н. "эффект очевидца". Вообще, строго говоря, классическая трактовка "эффекта очевидца" немного не об этом, но мне кажется, volokhonsky прав - трактовки трактовками, а сам феномен - он и об этом тоже.)
Если ваш эмоциональный аппарат когда-нибудь паниковал или хотя бы просто сильно возбуждался, то вы знаете, насколько резко сокращается в этот момент количество воспринимаемых и обрабатываемых деталей. Зачастую в момент "эмоционального шторма" работают только голые рефлексы, недаром про некоторые действия говорят, что они должны быть отточены до автоматизма - просто потому что когда эти действия понадобятся, ничего кроме автоматизма у вас не будет. Зная это, можно легко оценить шанс того, что человек, в панике бегущий к спасательному люку, не увидит ничего, кроме самого люка - в том числе и ручной клади под ногами. Что бывает, когда толпа людей одновременно пытается выбежать через узкий проход, и один из них в нем застревает, все знают на примере "Хромой лошади". Внимание, вопрос - почему у нас считается стыдным соблюдать ТБ? Из страха выставить себя паникером? Или это частный случай демонстративного несоблюдения норм с целью повышения социального статуса ("я выше правил")? Но ведь правила ТБ, из-за несоблюдения которых гибнут люди, - это не правила хорошего тона какие-нибудь, стоимость их нарушения может быть очень велика, они в буквальном смысле кровью писаны. Почему жихарю стыдно пристегиваться за рулем, содержать в исправности спасательные плоты и не загромождать пожарные выходы? А главное - помните советский анекдот про горца в Москве, проскакивающего на красный свет, потому что он джигит, и тормозящего на зеленый, потому что а вдруг там другой джигит. Все сейчас так исступленно патриотичны, а кто бы ответил - чем наш жихарь от того джигита отличается?
Еще одна забавная иллюстрация - мой коллега, в прошлой жизни работавший внедренцем систем промышленной автоматизации, давеча рассказывал, что в Японии оборудование безопасности производства продать невозможно: им там просто не пользуются. Японец приходит работать на завод, ему на инструктаже говорят - за желтую линию не заходить; он работает 20 лет и ни разу не заходит. А вот с итальянцами наоборот - итальянец же мачо, что ему ТБ, даром что за желтой линией манипулятор ходит в центнер весом, он из принципа за черту заступит, чтобы не комплексовать, что ему что-то запрещено. Ну и соответственно начинается - лазерные барьеры, система остановки конвейера, и все такое прочее. По-моему, дисциплина дешевле, нет? Или она настолько унизительна, что лучше расплачиваться жизнями самых смелых мачо, а не самых смелых отгонять техсредствами, купленными на деньги налогоплательщиков?
Так вот, к чему я все это. Не рассказывайте мне про управление рисками. Никогда. Потому что я знаю, что сделают на совещании с человеком, который начнет озвучивать реальные и небезобидные риски - не падение метеорита, не отказ кофе-машины, а что-нибудь посерьезнее. Его заклеймят паникером и подымут на смех, а когда все квакнется по озвученному им сценарию, говорить об этом будет табу, потому что, во-первых, мы должны мыслить позитивно, во-вторых, у нас тут трагедия, а в-третьих, страшно признавать себя дураком, к тому же еще и финансово ответственным. Том Демарко это знал и описал в "Вальсировании с медведями". Романтик хренов, Брукс свой "Мифический человеко-месяц" еще в 1975 году написал, и ничего до сих пор так и не прижилось. Даже "у них".
Пристегивайтесь, пожалуйста.
Хотя бы.