Дневник наблюдений. Особенности национальной ТБ

топ 100 блогов gorba13.10.2011 А еще, дорогие мои, сижу я сейчас в Домодедово в ожидании рейса и осмысливаю интересный случай, произошедший со мной два часа назад.

Лечу из Питера через Москву в Омск. Заботливый парнишка на регистрации в Питере сажает меня не просто у прохода слева (я обычно прошу об этом, чтобы вытянуть больную ногу), но еще и у аварийного выхода - там расстояние между креслами больше. У иллюминатора сидит какая-то уже употребившая (или еще не протрезвевшая, в 7-то утра?) Знающая Себе Цену Дамочка, в ногах у нее лежит сумка. Стюардесса традиционно зачитывает по трансляции правила безопасности, в том числе правила размещения ручной клади. Когда речь доходит до того, что размещать ручную кладь под впереди стоящим сиденьем разрешается во всех рядах, кроме тех, в которых находятся аварийные выходы, то есть и в нашем тоже, я невольно смотрю на сумку в ногах дамочки. Дамочка ловит мой взгляд и с улыбкой, махнув рукой, говорит: да ладно! Я отвечаю - ненене, это вполне осмысленная штука, Вас все равно попросят ее убрать наверх - давайте я Вам помогу. На что Дамочка пожимает плечами, смотрит на меня то ли с легким разочарованием, то ли с тенью сочувствия, и говорит: ну что ж, раз уж Вы боитесь, давайте уберем.

И тут мне вспомнился ответ Дневник наблюдений. Особенности национальной ТБ [info]volokhonsky на пост Дневник наблюдений. Особенности национальной ТБ [info]podrabinek "Тонущая Россия", посвященный крушению "Булгарии", и приведенная в нем ссылка на "дымный" эксперимент Дарли и Латане (т. н. "эффект очевидца". Вообще, строго говоря, классическая трактовка "эффекта очевидца" немного не об этом, но мне кажется, Дневник наблюдений. Особенности национальной ТБ [info]volokhonsky прав - трактовки трактовками, а сам феномен - он и об этом тоже.)

Если ваш эмоциональный аппарат когда-нибудь паниковал или хотя бы просто сильно возбуждался, то вы знаете, насколько резко сокращается в этот момент количество воспринимаемых и обрабатываемых деталей. Зачастую в момент "эмоционального шторма" работают только голые рефлексы, недаром про некоторые действия говорят, что они должны быть отточены до автоматизма - просто потому что когда эти действия понадобятся, ничего кроме автоматизма у вас не будет. Зная это, можно легко оценить шанс того, что человек, в панике бегущий к спасательному люку, не увидит ничего, кроме самого люка - в том числе и ручной клади под ногами. Что бывает, когда толпа людей одновременно пытается выбежать через узкий проход, и один из них в нем застревает, все знают на примере "Хромой лошади". Внимание, вопрос - почему у нас считается стыдным соблюдать ТБ? Из страха выставить себя паникером? Или это частный случай демонстративного несоблюдения норм с целью повышения социального статуса ("я выше правил")? Но ведь правила ТБ, из-за несоблюдения которых гибнут люди, - это не правила хорошего тона какие-нибудь, стоимость их нарушения может быть очень велика, они в буквальном смысле кровью писаны. Почему жихарю стыдно пристегиваться за рулем, содержать в исправности спасательные плоты и не загромождать пожарные выходы? А главное - помните советский анекдот про горца в Москве, проскакивающего на красный свет, потому что он джигит, и тормозящего на зеленый, потому что а вдруг там другой джигит. Все сейчас так исступленно патриотичны, а кто бы ответил - чем наш жихарь от того джигита отличается?

Еще одна забавная иллюстрация - мой коллега, в прошлой жизни работавший внедренцем систем промышленной автоматизации, давеча рассказывал, что в Японии оборудование безопасности производства продать невозможно: им там просто не пользуются. Японец приходит работать на завод, ему на инструктаже говорят - за желтую линию не заходить; он работает 20 лет и ни разу не заходит. А вот с итальянцами наоборот - итальянец же мачо, что ему ТБ, даром что за желтой линией манипулятор ходит в центнер весом, он из принципа за черту заступит, чтобы не комплексовать, что ему что-то запрещено. Ну и соответственно начинается - лазерные барьеры, система остановки конвейера, и все такое прочее. По-моему, дисциплина дешевле, нет? Или она настолько унизительна, что лучше расплачиваться жизнями самых смелых мачо, а не самых смелых отгонять техсредствами, купленными на деньги налогоплательщиков?

Так вот, к чему я все это. Не рассказывайте мне про управление рисками. Никогда. Потому что я знаю, что сделают на совещании с человеком, который начнет озвучивать реальные и небезобидные риски - не падение метеорита, не отказ кофе-машины, а что-нибудь посерьезнее. Его заклеймят паникером и подымут на смех, а когда все квакнется по озвученному им сценарию, говорить об этом будет табу, потому что, во-первых, мы должны мыслить позитивно, во-вторых, у нас тут трагедия, а в-третьих, страшно признавать себя дураком, к тому же еще и финансово ответственным. Том Демарко это знал и описал в "Вальсировании с медведями". Романтик хренов, Брукс свой "Мифический человеко-месяц" еще в 1975 году написал, и ничего до сих пор так и не прижилось. Даже "у них".

Пристегивайтесь, пожалуйста.

Хотя бы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Яркая иллюстрация нынешней ситуации в стране. ...
Мои сценарий: 342–386 (из 538) голосов в коллегии выборщиков: все обычно колеблющиеся штаты (Нью-Хэмпшир, Пенсильвания, Мичиган, Висконсин, Невада, Аризона) станут красными (цвет республиканцев) . На мой взгляд, некоторые из штатов, которые якобы являются колеблющимися, даже не ...
Глава 5                                        Уже на пороге Лёниной предзащиты произошло вдруг событие сильно их друг от друга отдалившее.  Его от лаборатории послали на ...
    1. 3. Как рассчитать по формуле изношенность души? Не возраст это и не километры... Упущенных, разрушенных возможностей мосты, Пустых, ...
И снова здравствуйте! Сегодня будет последняя осенняя подборка интересных постов из моей ленты. художник Екатерина Бабок Осень заканчивается, на смену ей приходит зима, а там глядишь и весна подтянется с летом) Но это будет потом. А сейчас я предлагаю вам узнать историю одного ...