Дневник инклюзии. "Ужасы нашего городка"

топ 100 блогов antysk15.11.2016 Я все не пишу на эту тему - оттягиваю. Жду что устойчиво двойственное положение сменится, качнется в какую-то сторону. А оно все стоит. И не то, чтобы не меняется, все усиливается. Плохое усиливается, но при этом и хорошее усиливается. И так и стоит какой-то хрупкий баланс. И непонятно что писать. Так что опишу обе стороны. Коротенько.

Начну с удручающего. Педагоги... Эта часть участников процесса уже накопила усталость, подрастратила толерантность и перешла в глухую оборону. Сбросили все вопросы на дефектолога и малейшие попытки соединить 2 учебных процесса (обучение общего класса и обучение 4-х детей из интеграции) пресекают на корню. На днях дети из интеграции попали в общий класс на математику (обычно они все вместе на рисовании и пении, а то математика затесалась), так учитель класса их принципиально не спрашивала вообще, не привлекала в процесс. Все дети считали, а 4 не считали. На вопрос "что так?" она ответила, что не имеет права учить таких детей. И не будет их учить! По-прежнему не поощряет совместное общение детей. В общем еще пару шагов в эту сторону - и педагог начнет обходить по дуге детей из интеграции и мыть руки, если довелось дотронуться. И она все более закрывается, закукливается, уверяется в своей правоте, не идет на контакт, прячет глаза при встрече.

Сейчас же в Минске идет наш обучающий семинар Инклюзивный сервис, семинар в общем-то затеянный чтобы помочь этому учителю и другим учителям начать работать в инклюзии, понять как подступиться. И вы наверняка прекрасно понимаете, что 100 человек я учу потому что почти нету разницы сколько людей учить - 5 или 100, но целью моей была эта конкретная учительница, этот конкретный коллектив, этой конкретной школы. Остальным просто можно покататься в этом поезде, раз уж он все равно нами запущен в движение.

Но не тут-то было:)) Другие районы приезжают. Педагоги из других городов подписывают у меня командировки и даже берут отпуска за свой счет. Чтобы послушать. "Прокатиться в поезде". А вот этому конкретному учителю - не надо. Она пришла на одну лекцию (я же не только добрым словом уговаривала, я пистолетом директором школы добилась, чтобы мой искомый человек пришел). Но она пришла, села на последний дааааальний ряд из которого-то не факт что все слышно было, открыла телефон, просидела в телефоне все 2 лекции. И больше не пришла. Директору сказала, что учат какой-то непонятной теоретической ерунде. Ничего практического. Когда мне эти слова передали - я дышала глубоко полчаса, чтобы не оторвать никому голову. Потому что семинар можно назвать каким угодно, медленным, быстрым, сильно заумным, или поверхностным, достаточным или с пробелами - в зависимости от того кто слушает. Но что отмечают все слушатели хором, что он практический. Вот ровно минимум вводных и умных терминов, а простым, человеческим языком и ровно то что делать с ребенком и как это устроено. Но учитель мой больше ни разу не пришла.

Ок. Мы пришли в школу. Понятно что весь 150 часовой курс мы лично в каждую школу привести не можем - для того и читаем на базе университета - но для моей школы мы подготовили несколько выездных семинаров. Первый удалось провести. Уровень агрессии - зашкаливал. Вопросы: зачем нам это все надо? это нечестно! зачем нам их на голову посадили - этих детей! пусть их учит дефектолог! надо как-то подумать и отгородить на первом этаже место и пусть там эти дети учатся и чтобы мы их не видели, а то ведь они на общие уроки приходят! эти родители чего удумали! учить этаких в школе!!
Насилу преподаватели курса понизили градус возмущения объясняя, что это не родители придумали, и дети в классе по заключению ЦКРОиРа и во исполнение решений Минобразования. А родители просто родители, а не заклятые враги и носители зла в этом мире. В этом тихом учительском мире, где уже все за 30 лет опыта как-то сложилось и как-то ехало. А тут эти! Назло им родили инвалидов и привели в школу, тоже назло.
Кто-то один после часа негодования сумел сформулировать, что из-за этих детей я чувствую себя неуверенно, я не знаю как с ними. О боги! Наконец верное промежуточное состояние словлено и описано. Однако пока профессионалы не сделали вывода о том, что выходом может стать повышение их уровня и дооснащение новыми подходами. Вывод пока такой: уберите этих детей, сделайте нам комфортно. Верните взад.
Я слушала пересказ с места событий и уточняла как чувствуют себя лекторы. Стало ли им обидно, расстроило и это их, будут ли продолжать читать... После такой сечи-то. Тем более, что там читали девушки хрупкие на вид. Но тут я вам скажу я в очередной раз увидела преимущества открытого сознания перед закрытым. Вот на тело - хрупкие, а на сознание - сильные. Отвечают: да нормально! Это хорошо, что они нам свои страхи и горести слили, проговорили наконец, а что агрессивно и агрессия не по адресу - это ничего, мы понимаем как им трудно что-то менять. Мы им анкеты раздали с вопросами, если сформулируют хоть сколько-то вопросов - будем продолжать читать. Ничего. Ну да - конечно обидно, что так грубо на нас, но хорошо, Инга, что ты не пошла, тебе бы как родителю было бы совсем больно.
Чудные мои, золотые члены команды.

Что еще из плохого, коротко. Директор не отказывает, улыбается, соглашается. Но ничего не меняется. Завуч - просто "прошовинистская". Думает как сделать резервацию на первом этаже и любой вопрос перенаправляет к дефектологу, вот мол ваши инвалидики, уберите с глаз. Дефектолог тоже устала и обижается. Я тоже устала и прикидываю: сколько я их еще продержу...

Еще из плохого общего: сейчас курс слушают специалисты и не пришел ни один руководитель, ни от одной школы, ни директор, ни завуч, учителя общие - есть несколько человек на весь актовый зал. Ходят дефектологи, воспитатели - в основном те, кто непосредственно рядом с ребенком. И общая атмосфера - на порядок отличается от летней аудитории, когда зал был наполовину родители-наполовину профи. Летом бывал лес рук, вопросы на уточнение и конкретизацию. Сейчас - гораздо реже такие вопросы, чаще на критику, неприятие. И прикольное еще - уходят после 1 пары. Придут, отметятся в списке и уходят потом. Спрашиваю: да чего тогда ходите? Мы же не наказываем и списки прогульщиков не вывешиваем, если вам не актуально - не приходите. Молчат. И часть людей продолжает отмечаться и уходить с половины лекций. Может какая-то привычка или зависимость, которой я не понимаю. Сути не понимаю, но тенденцию отследила: родители к последней паре прибывали и мы искали дополнительные стулья, профессионалы к последней паре растворяются как студенты-третьекурсники.

Я сейчас думаю: какое счастье, что мы разбили курс на 2 части и что первым прочитали его кровнозаинтересованным людям. После их реакции я уже не так болезненно отмечаю реакцию скуки и отстраненности у учителей. Понимаю что это не столько про курс, сколько про слушателей.

Ну что? Расстроились? Я тоже.

Но есть же и хорошее!
Часть людей на курсе - прекрасны. Живые. Задают-таки вопросы по сути и на следующее занятие приводят коллег. Окружают на перерывах и подходят в конце сказать, что здорово же! Что эти знания уже есть и что это есть в Белоруссии.

Есть запросы провести выездные семинары для руководителей школ и запрашивают те, кто в состоянии этих руководителей школ собрать. Увидеть бы это услышанное, но очень греет, что есть люди в системе образования, кто понимает, что все же мы им помогаем, а не лишаем покоя.

Ото всех районов города поступают сведения, что начали выделять официальные ставки для сопровождающих. Вот прямо резко много ставок стали выделять. И на мои вопросы что стоит за этим, ответили что массовый родительский запрос. Так что я тут ставлю большие плюсы и нам, и родителям, и тем кто их услышал. Хотя бы в этом вопросе.

По-прежнему хороши дети. Приходят вместе играть (когда им позволяют), по-прежнему есть те кто сторонится, но большинство расслабились и хорошо общаются.

По-прежнему спокойны родители класса. Ну по крайней мере часть. Я в общем чате дала ссылку для голосования за Иришку на конкурсе - многие отписались что проголосовали и я видела много перепостов.

Ну и самое сладкое - Иришка! Она радостно бежит в школу. На каникулах уже со среды начала по утрам собираться в школу, приходилось объяснять про каникулы по-новой. Много новых достижений, начала хотя бы делать попытки писать рукой. Мы подобрали за это время какие-то более удобные для ее руки варианты - и она начала рисовать, писать на доске фигуры, вести в тетради линии. Это - если честно - очень сложно для детей ее диагноза, я - если честно - такой задачи не ставила перед учителем. Так что это для меня большие призы, подарки.
Ира слушает с остальными детьми что читает учитель и - о чудо - отвечает на вопросы. А на вид - вроде не слушала, колупала что-то в пальцах. А стали спрашивать - все отвечает. Что не может донести чистой дикцией - вскакивает и пантомимой показывает.
- А куда потом забрались котята? Кто запомнил, дети?
Ира (после нескольких попыток сказать "ротам") вскакивает, идет к шкафам, ложится на пол и показывает под шкаф. И становится понятно что означало ее "Патськаф!"

Выдерживает весь урок, выдерживает общие мероприятия вместе с детьми. Дома стала больше говорить и легче общаться. Перестала тянуть за нос или ложиться поперек тебя, если хочет привлечь внимание, спокойно подходит и несколько раз трогает за плечо. Играет в большое количество ролевых игр, я уже не удивляюсь, когда она представляется новым героем. И уже никто не удивляется новым произнесенным словам. Ну только те, кто давно ее не видел.

У стоматолога лежит, морщится, начинает выкручиваться с кресла, а ничего болезненного ей не делают, зубы покрывают просто. Доктор выпускает ее на минутку:
- Ира, ну что такое, тебе же не больно.
- Ай, - кривится Ира, - пасьта пьятивная!!! не кусная!

А это она дома сегодня. Играет угадайте в кого?

Дневник инклюзии. Ужасы нашего городка

Так что вот такие пироги. Или блины... Даже не знаю как в этой точке их оценить. Комом они или прекрасные? Точно можно есть. Точно надо печь еще. Но возможно стоит перестать обогревать улицу. Может имеет смысл камерно подобрать учителей, тех кому надо и интересно, камерно открыть школу, и может не в этой стране... Наблюдаю пока дальше. Ире хорошо, значит вопрос пока только в моей живучести.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрел сегодня фильм "Погребенный заживо" и наверное впервые за последние несколько лет не могу высказать своего мнения ).                                                              ...
Министры финансов и руководители центральных банков G20 по итогам встречи в Гандинагаре не приняли совместное заявление из-за расхождений по кризису на Украине. На предыдущей встрече глав Минфинов и центробанков Группы двадцати в феврале в Бангалоре совместное заявление было принято, но ...
Когда средства массовой информации рекламируют кого-то как великого человека, нужно быть циничным. Когда Голливуд рекламирует кого-то как великого человека, нужно быть циничным. Когда средства массовой информации и Голливуд, в унисон с ...
Написано Jane555 Оригинальное сообщение Новый календарь с 2012 года: зачем он ...
Северная Осетия, Чечня и Дагестан - просто другой мир. Несколько дней, как я в Москве, ощущение, что вернулась из заграницы, реально. Столько впечатлений! Ранний вылет из Шереметьево. Новый терминал B, к которому идет подземный поезд. Я уже летала из него в Новосибирск. Мне ...