Дмитрий Петров "Дорога для фрегатов"
jarbond1985 — 21.05.2024 Но впечатляли не только скорость и масштаб строительства. Поражало и предназначение этого маршрута. По новой трассе русские солдаты и крестьяне должны были волоком перевезти два больших фрегата. Дело в том, что царь Пётр замыслил взять неприступную шведскую крепость Нотебург, расположенную на Ореховом острове у истоков Невы. Крепость была основана ещё новгородцами в 1323 году и изначально называлась Орешек. Но в 1612 году, пользуясь русской Смутой, шведские войска захватили её и назвали Нотебургом. Крепость имела огромное стратегическое значение: она закрывала выход из Ладожского озера в Неву (а затем в Финский залив и Балтийское море). Миновать её не мог ни один корабль.Шведы отлично понимали значение этого форпоста. Поэтому Нотебург был тщательно укреплён. На его стенах и бастионах стояли 150 орудий, гарнизон насчитывал 500 человек. Кроме того, крепость располагалась на острове. Поэтому считалось, что её нельзя взять приступом. Но Пётр I решил рискнуть.
Весной 1702 года царь отправился в Архангельск и там принял неожиданное решение. Монарх приказал: срочно построить дорогу для переброски войск с побережья Белого моря. Вместе с солдатами по суше должны были проследовать два фрегата — «Святой Дух» и «Курьер». Их построили в Архангельске. Но для предстоящего штурма Нотебурга нужна была поддержка с воды. Точнее — с Ладожского озера.
Самое сложное состояло в том, чтобы провести два фрегата от Белого моря до Онежского озера. Дальше — от Онеги до Ладоги — путь был относительно простым. Там протекало много судоходных речек, так что имелась возможность перегонять корабли вплавь.
Но как пройти путь до Онежского озера? Ведь там сплошные леса и болота! Вот для этого и понадобилась новая трасса — Осударева дорога.
"Русская история".
|
</> |