Дмитрий Ловецкий
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Фотографии Дмитрия Ловецкого подкупают своей простотой и
одновременно глубиной проникновения в предмет съемки, легкостью и
хорошим чувством юмора, в них прослеживаются интерес и любопытство
автора к окружающему миру, к мелочам, составляющим наш быт. Они
очень живые, добрые и открытые – как сам автор. Также подкупают
профессионализм и любовь к своей работе, без всяких
околофотографических разговоров.
– С чего и как началась для Вас фотография?
– Началось все с детской фотостудии Дворца пионеров. Я учился там
около 4-х лет. С благодарностью вспоминаю своего преподавателя
Ритова Бориса Ефимовича. Напечатанные фотографии, не успев
высохнуть, сразу изучались им. Плохие он рвал тут же. И неважно,
что там был любимый кот или не менее любимая бабушка. Конечно,
поначалу были слезы, но в итоге я очень ему благодарен – за ту
планку, которую он тогда задал. Вообще, школа черно-белой
фотографии дала мне очень много, прежде всего это относится к
композиции. Композиция – это ведь не буквальное воспроизведение
правила золотого сечения, которое, кстати, я до сих пор не понимаю.
При ручной печати, когда кадрируешь негативное изображение на
фотобумаге, композицию воспринимаешь на уровне формы и пятен, не
привязываясь к предметам, чего не позволяет почувствовать
цифра.
Интерес к репортажной съемке тоже появился в процессе обучения в
фотокружке. Интересна была позиция стороннего наблюдателя, который
не вмешивается в события, а просто фиксирует их. Я с трудом
перевариваю постановку, считаю, лучше немножко подождать – и всё
само сложится во что-то интересное.
1
Про портрет
– Где Вы работали до «Ассошиэйтед Пресс»? И как оказались
там?
– После армии с 1991 по 1997 я работал на «Невское
время». В 1997 году Толя Мальцев ушел из «Ассошиэйтед Пресс» в
Европейское пресс-фото агентство (ЕПА), и я оказался на его месте.
Так мы оказались в конкурирующих фирмах, поэтому на съемках очень
часто толкаем друг друга локтями.
2
Танец отмороженных лебедей
– Не хотелось попробовать что-то другое? Сергей Максимишин,
например, снимает фотоистории. Не заразил Вас?
– У меня все должно быть в одной карточке. Я не снимаю
репортаж. Снимая для «Невского времени», я знал, что если я сниму
три карточки, то получу в три раза больше денег. А сейчас я снимаю
карточку, которая становится символом события – вбирает в себя все.
Мне нравится, что нужно одной карточкой сказать все, и нравится
специфика работы в агентстве – жизнь достаточно пестрая (часто
бывают командировки).
Максимишин заразил другим. Специфика новостной съемки в том, что, в
основном, мы работаем стаей, толкая локтями друг друга, а он нашел
для себя режим работы, при котором он работает один. И получается,
что, во-первых, даже если ты не снимешь что-то, то никто об этом не
узнает, а во-вторых, никто не сделает карточки, подобной твоей.
Конечно, хочется поснимать в свободном режиме – это счастье. Для
этого необходимо сделать важный шаг. Сергей сделал в свое время
этот шаг – ушел из журналистики ежедневной. И мне хочется
попробовать, но этот шаг никак не делается. Хотя работать в
агентстве с каждым годом все труднее.
3
Про птичек
– Какова специфика работы с агентством?
– Есть четыре конкурирующих зарубежных агентства: EПA
– в Петербурге его представляет Анатолий Мальцев, «Рейтер» – это
Саша Демъянчук, «Франц Пресс» – Кирилл Кудрявцев, «Ассошиэйтет
Пресс» – я. Моя задача – «покрывать собой» северо-западный регион,
отслеживать события. Поначалу после «Невского времени» снимал все,
потом научился определять важность события. Мой девиз: любое
событие – это не цель фотографирования, а мизансцена для необычной
карточки или повод сделать хорошую фотографию, даже если она не
всегда прямо отражает это событие. Повод найти интересный сюжет.
Всегда в рамках обычного события ищешь что-то интересное.
– С чего началась любовь к длиннофокусным
объективам?
– Работая в агентстве, я долго снимал на Nikon. А к
тому времени в Москве фоторепортеры перешли на Canon – остался
объектив 600/4 неавтофокусный – его отдали мне. Я переделал его
заднюю часть, чтобы он подходила к Canon. Теперь я свою камеру
называю Nikkor EOS.
4
Про люк
– «Если фотография недостаточно хороша, значит, вы были
недостаточно близко», – как-то так Роберт Капа сказал. Как вы к
этим словам относитесь?
– Телеобъектив 600 мм позволяет сфотографировать
человека с расстояния в 100 метров так, что он этого не заметит.
Поэтому фотография получается более правдивая. Эффект
невмешательства.
– Ваши любимые фотографы?
– Моя фотографическая Библия – это выставка «Род
человеческий», проходившая в 60-е годы по всему миру. На этой
выставке Эдвард Стейхен – знаменитый американский художник и
фотограф – представил работы фотографов из разных стран, в том
числе и из Советского Союза. Этой выставкой пытались раскрыть суть
человека и человечества вообще. Война, мир, любовь – все темы были
затронуты. У меня в детстве был альбом с этой выставки – очень
сильное впечатление произвел.
Из коллег же очень ценю Серегу Максимишина, очень нравятся не
столько истории, сколько какие-то отдельные карточки фичерного
плана. Юрий Козырев – очень интересен, довелось пересечься с ним в
Осетии.
5
С праздником, мужики!
– Вы снимаете Canon EOS 5D Mark II. Это – необходимость или
дань моде и развитию технического прогресса? И какие сейчас
требования в агентстве к карточке?
– Когда я снимал трагические события Норд-Оста,
находясь в здании напротив, метрах в 200 от происходящего, мне бы
эта камера очень пригодилась. Карточки получились тогда очень
шумные и низкого качества. Возможность снимать на высоких ISO – это
большой плюс в работе.
Раньше 2000 пикселов по большей стороне было достаточно, сейчас
2000 по длинной стороне – это минимум. Но при этом сжатие JPEG
должен быть не больше 1,4 Мб. На моей камере кадр на выходе имеет
5600 пикс. по длинной стороне. При сжатии его до 1 Мб теряется
качество, поэтому приходится картинку уменьшать физически, а потом
сохранять ее с резолюцией jpeg 8.
6
Питерский фасон
– А если изначально снимать с более низким качеством?
– Можно, конечно. Но когда снимаешь – все-таки
хочется думать, что снимаешь «в вечность»: а вдруг когда-нибудь
кому-нибудь пригодится этот кадр.
7
Начало
– А как архивируются те кадры, что «в вечность»?
– С архивированием у меня всю жизнь было туго. Когда
я увольнялся из «Невского времени», мой архив представлял собой
пучок пленок, который висел на гвозде, – их было штук 300. А сейчас
– папка, число, название – по годам. Те, что уже печатали, – в
отдельную папку.
8
Собака Станиславского
– Как происходит сейчас работа с агентством?
– Два варианта развития событий. Первый вариант –
снятые карточки я отправляю в Москву. Там редакторы пишут кэпшэн
(информационная подпись к фотографии) и отправляют «готовую
продукцию» в Лондон.
В некоторых случаях, например, во время спортивных съемок, все
нужно делать предельно быстро, поэтому многие процессы
автоматизированы. При съемке ответственных футбольных матчей камера
напрямую соединена по USB с компьютером. То есть – я снимаю прямо в
компьютер – в определенную папку. Специальная программа
перекладывает их в другую папку, цепляя к ним болванку кэпшэна, – в
итоге мне остается только вставить имена игроков. Если не знаешь
имени, поможет программа, которая по номеру игрока вставляет имя.
Таким образом, пересылка карточек идет во время матча.
Второй вариант: если моего английского хватает – редактор не
требуется, – то отправляю снимки прямо в Лондон. Был смешной
случай, когда я решил выпендриться и написать кэпшэн сам к
карточке, на которой рыбак в прозрачной полиэтиленовой палатке на
льду рыбу ловит. Писал часа три, отправил редактору, он мне тут же
перезванивает и спрашивает: «Дима, а что ты имел в виду, когда
написал, что рыбак полиэтиленом греет рыбу?»
– Агентство берет такие карточки с рыбаками, с сюжетами на
повседневные темы?
– Да, конечно. В новостной съемке не так давно
появилось такое понятие, как «фичер» (от англ. feature) – просто
красивая карточка из повседневной жизни, не привязанная к
какому-либо событию. Примерно одна треть карточек, отправляемых в
агентство, – это «фичер».
9
– Как агентства относятся к таким карточкам без адреса?
– Нормально. Конечно, адрес в карточке важен, но ведь
все зависит от контекста. Если кто-то кого-то по голове топором
бьет – можно обойтись и без Петропавловки на заднем плане.
– Выходные бывают без камеры?
– Я себя очень неуютно чувствую без камеры. Но такое
все же изредка случается, тогда беру «мыльницу».
10
Даёшь зиму!!!!
– Вы снимаете на «мыльницу»?!
– Да. Но это – хорошая «мыльница»! Высокое качество.
Вдруг окажешься в такой ситуации, когда под рукой больше ничего
нет.
11
За
– А отпуск?
– Вместо семейного отпуска у меня получился оплачиваемый отпуск
в Осетии. В минувшем августе с семьей я уехал на дачу. Хочется ведь
иногда в отпуске посидеть, ничего не делая. Приволок новый телескоп
– думал астрономией заняться. Так нет же – выдернули, и уже 12-го я
оказался в Осетии. Если сам там не побывал, то никогда и не
поймешь, что там вообще происходит. Очень много вранья. В самом
начале были огромные беды в Осетии, которые никто не снимал, а в
Грузии сняли.
Не зря говорят, что мы проиграли информационную войну. Ибо в Осетию
российским фотографам удалось попасть значительно позднее. А
несколько дней разницы в освещении таких событий играют уже очень
большую роль. Специфика военной фотографии состоит в том, что надо
снять, как идет бой. Нужна внятная картинка. А между тем вообще
ничего не видно – какие-то люди за кустами сидят, пули свистят,
ничего непонятно. То есть выходит, что фотограф фактически побывал
в бою, а карточек, которые ожидают увидеть, у него нет.
12
Коллега
– Если говорить о съемках, то, Вы считаете, правды не было
не только с американской стороны, но и с нашей?
– Я полдня снимал грузинские беды, полдня – осетинские
разрушения. То, что говорили с грузинской стороны, будто мирное
население Осетии вывели, было неправдой. Правда – она всегда где-то
посередине."
13
Майдан
14
Про барабан
15
в Эрмитаже
16
17
Дефолт
18
Дворяне
19
Дети февраля
20
Последнее препятствие
21
22
Страна советов
23
Утро охотника
|
</> |