Дмитрий Быков // "Профиль", №18, 22 мая 2017 года

топ 100 блогов ru_bykov21.05.2017
Дмитрий Быков // Профиль, №18, 22 мая 2017 года ПОРОШЕНКО КАК ПУТИН

Теперь уже можно сказать с полной уверенностью: у Петра Порошенко не вышло стать президентом Украины. Это не значит еще, что у Украины в целом ничего не вышло, хотя шансы на такой исход, увы, весьма высоки. Блокировав российские сайты — общим числом 223,— он сделал России поистине царский подарок. Здесь и так хватало кретинов, обзывающих Украину недогосударством. Теперь у них появился мощный аргумент.

Дело даже не в том, что обойти все эти ограничения — плевое дело для любого школьника. Дело в том, что на войне надо быть лучше противника, а Порошенко изо всех сил стремится быть хуже, копируя и даже превосходя самые бездарные действия российской власти. Когда путинцы агитировали против хамона, это были еще цветочки; когда бульдозерами давили сыр, помидоры и яблоки, а в передвижных крематориях сжигали ни в чем не повинную ветчину, это был трагифарс, но от России ведь ничего хорошего и не ждали. В 2014 году тут был взят курс на отъявленное мракобесие, национализм и масштабную внешнюю войну. Почему от этой затеи отказались — узнаем в сравнительно недалеком будущем. А от Украины — ждали: она вроде как провозгласила свободу, и у нее был отличный шанс стать столицей мирового славянства. Москва с этой задачей не справилась, оттолкнув от себя всех. Но и Киев, как видно, не стал привлекателен даже для собственных граждан, а не только для славянства в целом.

Понятно, что Порошенко надо как-то сговориться с радикалами, но бессмысленно превосходить противника в глупости, в жажде запретительства, в атаках на язык. Еще смешней изыскивать для глупости оправдания вроде «Яндекс-пробок», которые будто бы угрожали стратегической безопасности Киева. Ни у кого нет сомнений в том, что войну на востоке Украины развязала Россия, а стало быть, за взаимное умопомрачение ответственна она; но каждый сам решает, сколь далеко он готов зайти в этом безумии. Очень многих украинцев, переходящих сейчас всякие границы в ненависти ко всему русскому, можно понять, но эта злоба отнюдь не ведет их к победе. Запретительство всегда добавляет шансов на поражение.

Никто не снимает с России — и не только с ее властей, но и с ее оболваненного большинства — ответственности за русско-украинскую катастрофу; но Порошенко взялся лупить по своим, и все это лишь добавляет очков его противникам. Так что сейчас у России есть все основания показывать пальцем на Киев: посмотрите, вот так кончаются все революции! Непонятно, правда, за что убили десятки тысяч человек. Не за то же, чтобы Россия на фоне Украины стала восприниматься как эталон свободы и здравого смысла.

Сегодня украинские политики соревнуются в ненависти к России, в запретах и отречениях — и это лишь доказывает правоту тех завсегдатаев российских гав‑гав‑шоу, которые в антиукраинской пропаганде дошли до совершенного неприличия. Все это наводит на весьма печальные мысли вот какого свойства.

Только что руководитель ЛНР Плотницкий заявил, что допускает вхождение Луганской республики в Украину при условии, что там будет пророссийское правительство. Думаю, что о подобных условиях скоро заговорят и в ДНР. Вечных войн не бывает, и хотя Плотницкий и Захарченко сильно уступают Порошенко в адекватности, они вряд ли рассчитывают на войну до последнего человека. И самое печальное, что после пассионарной вспышки — когда наступит неизбежная реакция, а может быть, и термидор — в Киеве действительно победит умеренное пророссийское правительство. С виду оно будет вовсе не пророссийским, но сначала начнет договариваться, а потом — как Владимир Путин в свое время — попросту загипнотизирует усталую страну. И десятые годы будут вспоминаться как девяностые, и радикалы смирятся, а умеренные укрепятся, и все зарастет, как заросла в двадцатые трещина, раскалывавшая в России не только деревни, но и отдельные семьи. И никакой столицы свободного славянства из Киева не получится, потому что какая же, помилуйте, столица славянства с полным запретом на инакомыслие, с атакой на интернет и цензурой под предлогом войны? И убивать наконец перестанут, и сепаратисты согласятся на вхождение в Украину с множеством оговорок, а слово «Майдан» приобретет иронический оттенок, как и слово «либерал» в России. Очень возможно, что в самой России в это время как раз многое поменяется, но, боюсь, для украинской реакции это уже не будет иметь значения; напротив, может стать дополнительным аргументом в пользу реставрации. Потому что про годы президентства Порошенко будут вспоминать, как про позднего Ельцина: попробовали, да не вышло.

Фрагмент программы ОДИН с Дмитрием Быковым от 19-го мая 2017 года:

Много очень вопросов про украинскую вот эту всю историю с «украинским чучхе», как изящно выразился Носик, со всем этим закрытием сайтов. Ну, мерзость, конечно. Понимаете, мерзость двойная. Для того чтобы побеждать, нужно быть лучше, а здесь всё делается для того, чтобы быть хуже. Да ещё в масштабах Украины, всё-таки гораздо меньшей, чем Россия, всё это выглядит особенно гротескно, особенно выпячивается уродливость этих мер. Мало того, что эти меры бесполезные, они ещё и совершенно аморальные — ну, просто потому, что…

Понимаете, сейчас довольно печальная тенденция есть на Украине: там стало почти невозможно существовать русскоязычным поэтам, русскоязычным писателям. Я понимаю, что есть трагедия в том, что схлопывается эта ниша. Но, знаете, вот эта попытка оттоптаться на культуре, когда не можешь оттоптаться на всём остальном… Культура же — самая уязвимая сфера. И поэтому происходит травля литераторов, происходит какое-то совершенно мерзкое отмежевание от русского языка и русской культуры. Хотя как раз культурные-то связи Украины с Россией — это едва ли не самое ценное, что в Советском Союзе было, вот этот «культурный интернационал».

Ну а второй аспект этой мерзости заключается в том, что российские недоброжелатели Украины получили поразительно жирный козырь. Все эти люди, которые кричали, что «Украина — это недогосударство», что «это фейковое государство», что «опять ничего у них не получилось», — ну, эти люди получили лишний, так сказать, карт-бланш на хамство. И теперь они будут усиленно говорить о том, что «президент Порошенко — это человек невеликого ума».

Я думаю, что Порошенко вообще действует довольно в узком коридоре возможностей. А судить его нельзя. Не будем забывать, что заваруху начала всё-таки Россия (если понимать под заварухой войну), потому что Майдан не означал войны, кто бы что бы ни говорил. И конечно, если бы не российское участие во всех этих событиях, они тоже давно бы закончились.

Но при всём при этом, понимаете, невзирая на все те грязные, страшные испарения, которые откуда-то со дна души в России поднимаются, это не снимает с нас обязанности видеть мерзость, когда она происходит в Украине. Да, в Украине поначалу демонстрировали определённую свободу печати. Сегодня можно откровенно сказать, что никакой свободы печати больше нет. В Украине некоторое время журналисты имели право голоса на телевидении. Сейчас можно сразу сказать, что все журналисты оппозиционные подвергаются прямой травле и достаточно серьёзной атаке.

Невозможно уже говорить о том, что Украина служит положительной альтернативой. Раньше была надежда, что она станет такой альтернативой так называемому Русскому миру, таким свободным центром славянства. Сегодня уже очевидно, что ничего из этого не получается. Безвизовый въезд в Европу — это, конечно, очень хорошо, но считать это единственным достижением не поворачивается язык. Потому что, видите ли, если главным достоинством страны является право её свободно покинуть — извините, это очень сомнительно.

Ну, я уже давно заговорил о том, что началась череда унизительных и одновременно оскорбительных глупостей. Вот то, что не пустили российскую участницу на «Евровидение»… В целом они, конечно, «Евровидение» провели, судя по всему, неплохо. Я его не смотрел, как-то мне это не очень интересно. Но то, что не пустили туда Самойлову — это была очевидная самоподстава. Люди сделали глупость. Их вот так соблазняли, их троллили, им подкинули ситуацию совершенно однозначную в моральном смысле — инвалида не пустить, понимаете. И они повелись. Это была ошибка. И я об этом сразу говорил. Сейчас не просто ошибка, а ошибка катастрофическая — и по последствиям, и по масштабам. Поэтому, к сожалению, надо признать: мы начинаем напоминать нашего противника всегда. Украина решила переиродить Россию.

Каков мой прогноз в этой связи? Мне кажется просто, что произойдёт очередная попытка национального примирения. После президента Порошенко там окажется не совсем прорусский, но договороспособный политик. Майдан будет скомпрометирован окончательно. И останется один вопрос: а за что погибли все эти люди? Всё войдёт в свою колею. Уже и Плотницкий не исключил вхождение в Украину, если там будет пророссийское правительство. Я думаю, что и Захарченко не исключит, опять-таки если правительство будет пророссийское. И опять начнут налаживаться связи, и всё зарастёт по живому. И даже будут говорить: «Ладно, может, мы ещё будем когда-нибудь братьями». Но разочарование будет зреть и бродить. И нация таких разочарований не прощает. Так что мир-то может возникнуть, но это будет мир гниловатый.

И самое страшное — это подумать, что будут говорить, как у нас сейчас говорят про Ельцина: «Вот девяностые, проклятые девяностые!» — забывая совершенно о том, сколько свободы, сколько прекрасной новизны было в этих девяностых. Много было отвратительного, конечно, много было мерзкого, но много было и настоящего озона. Я очень боюсь, что люди двадцатых годов в Украине про десятые будут вспоминать примерно так же и говорить: «Вот! Зато какую цену мы заплатили за свободу». И в очередной раз будет скомпрометирована свобода, скомпрометирована такими вот глупостями, такими вот идиотизмами на пустом месте. Так что надо бы помнить, чем за это обычно расплачиваются.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Алекс поехал в Россию как участник программы по переселению соотечественников. С собой у него было чуть больше тысячи долларов. Три месяца ждал получения РВП, хотя могли бы сразу давать российское гражданство и выдавать российский паспорт. А иначе нафига вообще нужна эта программа? Ведь вс ...
В Новосибирске во вторник, 24 марта, состоялся суд над видеокоординатором "Открытой России" Леонидом Юлдашевым. Он был задержан за сутки до того, как должен был принимать участие в организации телемоста с Михаилом Ходорковским. Активисту предъявили обвинение в краже. После суда его отпуст ...
фотограф Шелби Ли Адамс ...
Точность, как известно из старой рекламы - вежливость королей. Трезвость - норма жизни. Для всех. А вот честность, как выяснилось, признак ООН. Да такая честность, что прямо тошнит восхищает. Сотрудники агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (UNRWA), нашедшие в одной ...
Иногда знание английского мешает. Я была уверена, что "вотсап" это переводческая транскрипция вопроса W hat's up? - Что происходит? Как дела? Как жизнь?  Подходит и по смыслу, и функционально. Потом вижу, что пишется это иначе - не up , а app . Озадачиваюсь. Что же стоит за сокраще ...