Для НашейТани!
vasiliitierkin — 05.11.2016 Оригинал взят у garibalda в "Москва слезам не верит" (1979)Еще один культовый советский фильм, ни разу ранее не виденный мною раньше целиком - от и до. Собственно, я и сейчас посмотрела его в два захода: один вечер первую серию, второй - вторую.
Первая серия пошла лучше второй, что удивительно. Там затронуты времена, которые я не застала, но у которых нынче ореол некоей романтичной идеальности: конец 50-х, юная советская Москва с ее высотками и веселая уютная общага с молодыми лимитчицами, у которых все впереди. Конечно же, отрицательные персонажи исключительно местные - засранец-москвич с мамой-снобом, которая так же лебезит перед "дочкой профессора", как Людмила перед потенциальными женихами.
С непривычки можно подумать, что семейство каждый день так питается - при скатертях, двойных тарелках и с отдельным ножом для рыбы. Но младший ребенок жрет как привык - вовсе не так, как остальные сидящие за столом. Да и мамаша проговаривается: "Все утро тебя учила!" - то есть, это не обычная обстановка в семье. И в конце серии мамаша выдает в себе ту же лимитчицу, на которую она в Кате морщит нос: "Мы старались и добивались всего сами, теперь ваша очередь".
А Людка что? Людка не плохая, просто счастья хочет. Главная паразитка за весь фильм ни разу не выведена отрицательным персонажем, хотя именно ей по шее надавать за все и надо бы. С такими подругами и врагов не надо, как говорится.
Я не знаю, как действительно одевались в те времена, но мне о-о-очень нравятся эти их длинные юбки с широкими поясками и платья в цветочек, полосочку, в клеточку и т.д.
Вторая серия более ностальгическая - реалии уже мною слегка застанные. Сколько там лет прошло? Александра учится в институте, то есть, ей лет 18-20. Соответственно, середина-конец 70-х. Очень нежно отношусь к тому времени.
Совсем другие реалии, моды, прически, обстановка и атмосфера. Мне дико нравится желтый Катин плащик с капюшоном. Интересно, где покупала: у спекулянтов, через своих или реально такое в магазине продавалось?
А еще сейчас мне не хватает простого бабьего пения на разные голоса. Это я застала и помню прекрасно, даже на застольях не тупо орали все одно и то же, а душевно и ровно раскладывали на разные партии, причем музыке никто из поющих сроду не обучался чаще всего.
Но все это ерунда, на самом деле. Пост этот я затеяла писать из-за одной-единственной фигуры, и фигура эта, разумеется, Гоша.
Как и в случае со "С легким паром!", после этого просмотра у меня обнаружился радикально иной взгляд на главного героя. И я сейчас его тут изложу.
Всегда, насколько я помню, людское мнение о фильме было примерно таким: вот, наконец-то бабе повезло так повезло, нашла идеальную любовь всей жизни, отхватила мужика что надо - и рукастый, и простой, но интеллигентный при этом, и интересный, и компанейский, и заботливый, и друзья его любят. И как переживает после появления в доме Рудика, бедный, аж на неделю запил...
Так вот, все не так, ребята.
Во-первых, и это удивительно, Гоша вовсе не алкаш. И даже не выпивоха. И ни на какую неделю он не забухал. Всмотритесь в "сервировку" его стола:
На столе три закупоренные бутылки пива, одна открытая, но полная, одна пустая и полбутылки водки. Это что за странный набор для середины дня запойного джентльмена? Шутите??
Гога накачал Колю водкой, но сам он пьет строго и исключительно пиво под воблу - то есть, с удовольствием. Человек в горе и запое не будет этого делать, просто поверьте мне на слово. Коля, зайдя в Гошину комнату, будь тот в запое, увидел бы Гошу пьяным в дрова и не в состоянии держать вертикаль, а бутылки все были бы водочные и не стояли бы ровненько на столе. И уж точно никакой воблы бы не было. Во время запоя вообще не до еды и не до вкусовых ощущений, там другие интересы.
Гога - профессиональный разводила, на мой скромный взгляд. Человек-манипулятор с отличным знанием техник НЛП-программирования, пусть в те времена таких слов в ходу и не было. Что он делает первым делом с Колей? Знакомится? Спрашивает, кто он и зачем пришел? Нет. Он накатывает ему полный стакан водки, не раскрывая рта вообще. Знаете, зачем это делается? Чтобы развязать внезапному гостю язык и узнать все подробности. Запойный или запрыгнул бы Коле на шею от радости появления собутыльника, или агрессивно наехал бы в духе "Чо надо?" Гога же внимательно на Колю смотрит, и видно, что у него ни в одном глазу. Кто общался с пьющими людьми, тот меня поймет, остальные снова поверьте на слово.
АПД. Еще один шар в лузу того, что Гоша трезвый: человек, с горя бухающий целую неделю и сидящей в плаще на голое тело, не будет гладко выбрит. У него будет недельная-таки щетина. У Гоши ее и близко не наблюдается.
Гоша, мне думается, ожидал появления кого-нибудь со стороны Кати. Потому что я уверена, что он все просчитал и запрограммировал. Все его поведение говорит о том, что Катину ситуацию он знал досконально, и действовал именно тыкая в Катины болевые точки. Любой советский человек влет распознавал людей, занимавших руководящие должности - конкретно у Кати директорские замашки написаны на лице, волевой характер и привычка управлять подчиненными слышны в голосе и манере общения. Так что думаю, Гоша уже в электричке понял, что Катя начальница со всем к этому прилагающемуся. Кольца нет, руку недовольно прячет, значит железно незамужняя. Незамужняя начальница - значит, рыдает в подушку ночами. Как такую завоевать? Кнутом и пряником: где надо заботиться и носить на руках, но в остальном действовать строго и решительно, потому что любой психолог-любитель знает: чем селфмейднее дама, тем больше она мечтает о сильном мужском плече, обладатель которого решал бы за нее все. Истосковалась, что называется. Действует безотказно, пришпиливает надолго, проверено временем.
"Работаем мы в разных местах, но жить, надеюсь, будем вместе" - вот так в лоб взрослой дочери при ее матери. Это та самая манера, что приписывается поручику Ржевскому: "Некоторые отказываются, но большинство таки дает впендюрить!" Еще это был пробный шар: сомлела уже Катя или нет. Если нет, но врезала бы ему устно и на порог бы больше не пустила. Но не врезала. Значит, все идет по плану. Что следующее? Рассказать о своих "недостатках": "А я в сне кричу". И Катя еще больше млеет - такой сильный, а в душе напуганный мальчик, кричит во сне, зая, приголублю его, утешу любимого.
Кстати, мы не знаем, что там было у Кати в постели с Володей, но персонально мой жизненный опыт на стороне Гоши. Думаю, Володя серьезно посасывает в постели, пардон за каламбур. А вот Гоша, по всем параметрам, герой. И Катя у него явно не вторая в жизни, и наверняка даже не пятая. Значит, что мы имеем: решительный, заботливый, ласковый, слегка загадочный, неженатый, с отличным сексом. Катя до такой степени потеряла голову, что пустила его в дом, тупо фамилию узнать не озаботившись. То есть, в паспорт не заглядывала. Но может заглянуть и что-нибудь там интересное увидеть - например, несколько штампов о браках с удивительно короткими датами, или об имеющихся детях. Что же надо сделать, чтобы Катя окончательно пала к ногам и подумать не могла бы о том, чтобы афериста выставить на мороз, даже если доберется-таки до его паспорта?
Правильно: насадить ей чувство вины, большое, тяжелое и гнетущее. Гоша озвучивает свой тезис о том, что баба не должна получать больше мужика, и у Кати появляется неприятный секрет, а значит и чувство вины. Дождавшись подходящего момента - появления в доме еблана Рудика - Гоша делает шикарный жест: узнает якобы Катин секрет и, не меняясь в лице, уходит прочь. Катя опускается до унижений ("Я никуда тебя не пущу!"), а Гоше приходится применить силу, и лицо у него при этом весьма жестокое, хотя на скрине это не получилось показать.
Уход его показательный, усиливающий Катино чувство вины в разы. А ведь Гоша чувак вроде бы деликатный, и при гостях мог бы все спустить на тормозах, дождавшись ухода Рудика и получив Катины объяснения. Но ему это не нужно. Он добился желаемого: Катя готова из окна выпрыгнуть от горя именно потому, что не имеет возможности объясниться.
Чем Гоша занят все эти восемь дней своего отсутствия, я не в курсе. Но у меня ощущение, что в комнате своей он появляется нечасто или вовсе там не живет, ночуя совсем в других местах - возможно, у других окучиваемых одиноких женщин. Откуда такой вывод? Из обстановки комнаты. Там мало что имеется, кроме книг огромными стопками повсюду. Там чистые обои, авангардистская картина в рамке на стене, телефон, гитара, стол, два стула и тумбочка с аудиопроигрывателем и, опять же, книгами. Гоша - страшный аккуратист, всегда при параде, но при этом у него дико засранный пол и, прямо скажем, хаос в жилье.
И снова к вопросу о запойности: он сидит на стуле в плаще на голое тело, а к Кате заявляется при полном параде вплоть до галстука:
Я еще раз вас спрашиваю: это ли нормальные действия для чувака, пьющего восемь дней кряду? Коля на ногах не стоит, его к стенке приставлять приходится, чтобы не упал, а Гога свеж и безупречен, как Штирлиц на задании. А почему? Да потому что он не пьян, и не был, а с Колей во время дискуссии за столом прикидывался. И никому даже в голову не пришли эти нестыковки, и в последнюю очередь о них задумалась бедная с обрушившимся ей на голову небом Катя. Куда она после всего этого денется? Никуда.
Впечатление, что Гоша за весь фильм не сказал ни слова правды. Что там у него за друзья-академики - тоже вопрос. Нет, он наверняка работает в том заведении, о котором рассказывал - иначе Коля бы его не нашел. Но пикничные друзья на академиков не тянут. А тянут они совсем на другую весовую категорию. По крайней мере, один из них. "А вы что, доктор наук? - А что, не похож?" Толкатель речи, действительно не похож. Идея с враньем про день рождения блестящая, но ведь это надо было заранее предупредить друга о требующемся вранье, и друг должен все озвучить без запинки и так, чтобы у дам никаких сомнений не возникло. Речь блестящая, тонкая и простая. А теперь подумайте: много у вас лично друзей, которые смогли бы так художественно врать в нужный момент, не моргнув глазом? Я не знаю, кто там остальные Гошины друзья, но этот вот толкатель речи очень непростой персонаж. Жаль, нам его не развили поподробнее.
Сразу же после шашлыка Гоша с легкостью озвучивает свою настоящую дату рождения. Зачем? НЛП, одна из мелочей, выбивающих слегка, несерьезно, почву из-под ног. Обрабатываемая женщина должна постоянно находиться в состоянии сомнения и смятения, но не сильно. Сильно сомневаться она должна только и исключительно в себе и в том, справедлива ли она к этому прекрасному мужчине практически без недостатков. Кстати, от мужчин, уверяющих, что у них практически нет недостатков, надо держаться как можно дальше. Недостатков там, на самом деле, экскаватором разгребать надо, но видеть их будете только вы, а объекту они недостатками вообще не кажутся.
Так что же дальше? Как развивалась бы история Кати и Гоши, он же Гога, он же Жора, он же Юра и так далее? На мой взгляд, вариантов несколько:
Вариант 1. Свадьба. Полгода счастливой жизни. Затем Гоша начинает все больше и больше вгонять Катю в сомнения, комплексы и неврастению беспричинными наездами и придирками (ну манипулятор же, манипулятор), добивается развода и - сюрприз! - размена квартиры. Нужна ли ему квартира для денег или просто ради спортивного интереса - мне неизвестно.
Вариант 2. Свадьба. Беременность. Декрет. Потеря Катей места директора фабрики. Потому что на момент знакомства с Гошей она директорствовала всего три месяца - быстрый декрет устойчивости на рабочем месте не способствует. Александра валит жить к своему мальчику подальше от пеленок и общей стрессовой обстановки в доме. Гоша постепенно тоже валит с квартиры - возможно, находит очередную жертву или временно возвращается к одной из предыдущих. Ему маленькие дети особо не нужны, у него на лице это написано. Катя опять остается брошенкой с грудником, но Гоша будет держать ее на коротком поводке, не давая окончательно соскочить, а сам будет жить той жизнью, какая ему нравится. "Решать, что мне делать, буду я сам на том простом основании, что я мужчина". Зачем? Тоже не знаю. Может, будет тянуть из нее деньги. Может в качестве запасного варианта. Может, просто из садистских наклонностей.
Вариант 3. Наименее разрушительный. Еще до свадьбы Катя обнаруживает паспорт Гоши с имеющимися в нем секретами. Или случается что-то еще - какая-нибудь неидеально просчитанная Гошей комбинация, кончающаяся лажей. Катя все-таки не зря прошла огонь, воду и медные трубы. Она усилием воли ставит себе мозги на место, выставляет Гошу нахрен, полгода плачет, потом постепенно успокаивается и живет дальше, но больше никому не верит и никого к себе не подпускает. Лучше бы случилось именно это. Хотя Катю жаль в любом случае.
|
</> |