Для чего это всё
ru_psiholog — 09.04.2018
«Дьявол начинается с
пены на губах ангела, вступившего в бой за святое
правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен
дух
ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не
имеет
конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики
важнее
предмета полемики».
Г. Померанц.
Я пишу этот пост по следам
сегодняшнего процессинга, но не для того, чтобы ответить Дмитрию
или как-то обсуждать его позицию. Он забанен и ответить не может,
поэтому разговор о нём в любом виде будет не этичным. Но я и не
хочу говорить о нём или о каком-то другом конкретном участнике
сообщества, потому что произошедший конфликт имеет глубокие корни в
человеческой природе, и говорить стоит именно об этих корнях и о
ценностях, на которых это сообщество построено и которые
отстаивает.
Какой бы поступок любой из нас не
совершал в жизни, всегда найдутся те, для кого он будет благом, и
те, кому от него станет хуже. Мир так устроен, что в нём нет
абсолютных добра и зла. Но каждый раз, в истории человечества,
когда некая группа лиц начинает считать, что знает "как правильно",
как сделать людей счастливыми, это заканчивается бедой. Иногда
локальной, касающейся нескольких судеб, иногда глобальной ломающей
и уничтожающей тысячи и миллионы - зависит от масштаба идей и
количества последователей.
Я согласен с мыслью, что "добро должно
быть с кулаками", весь вопрос как и против чего эти кулаки
пускаются вход. Есть такая саркастическая фраза: "Добро победило
Зло, потом повалило его на землю и долго пинало ногами". Она
говорит примерно о том же, о чём Григорий Померанц в эпиграфе к
этому тексту, только грубее и нагляднее. Добро начинает
превращаться в свою противоположность, когда в нём исчезает
сочувствие к другому человеку, кем бы он ни был, когда жажда победы
или мести делает сердце настолько жёстким, что оно теряет
способность болеть от того, что больно другому.
Я понимаю, что говорю сейчас в
совершенно религиозном ключе. Но мы психологическое сообщество, а
психология наследует духовным традициям и практикам. Я глубоко
верю, что человека делает по-настоящему сильным чувство
причастности к целостности и единству мира, и напрямую с ним
связанное ощущение наполненности. Это чувство совершенно
внеконфессионально. Именно его в той или иной форме пытается
обрести человек, занимаясь душевной работой, будь то медитации,
молитвы или психотерапевтические практики. Если удаётся пережить
это чувство, то отношение к себе и к миру неизбежно меняется. Это
похоже на то, как мы, глядя на свою руку, можем воспринимать её как
посторонний предмет, лежащий на столе, мы даже на минуту можем
забыть, что он имеет к нам непосредственное отношение. Совсем
по-другому мы воспринимаем руку, когда закрываем глаза и
прислушиваемся к ощущениям в ней. Её уже гораздо сложнее
воспринимать как что-то инородное, уже слишком очевидно, что это
часть нас самих. Именно так может отличаться отношение к
окружающим, когда мы смотрим на них как на нечто отдельное и чуждое
нам, или когда закрываем глаза и становимся способны ощутить с ними
единство, как с собственным телом.
Я сам часто в пылу спора или конфликта могу забывать про это
ощущение, но если удаётся о нём вспомнить и "закрыть глаза", чтобы
почувствовать со своим оппонентом единство, то всё сразу меняется,
и на душе делается намного легче и светлее, хотя иногда это
сопровождается болью. Это не значит, что я соглашаюсь с ним, просто
это несогласие уходит на второй план.
Если с рукой случается нечто такое, что нельзя вылечить и что
угрожает жизни всего тела, то мы бываем вынуждены её ампутировать.
Но при этом мы испытываем боль, физическую и душевную. Эта боль
заставляет нас быть бережными и осторожными. То же самое может
происходить и в отношении тех, чья точка зрения нам неприятна или
даже несовместима с нашей. Мы можем не соглашаться, но не обязаны
ненавидеть, мы можем защищать свои границы, но не испытывать
упоения от уничтожения агрессора.
Я понимаю, что говорю банальные вещи, но они банальны только из-за
того, что были многократно пересказаны на разные лады. Для того,
кто это чувствует внутри себя, всё это наполнено смыслом и
представляет из себя реальную ценность. Это именно та ценность,
которую мы всеми силами пытаемся сохранять в нашем сообществе.
Раньше понимание и приятие Другого было функцией духовных
служителей, сейчас её зачастую выполняет психология. Разница лишь в
том, что религия больше ориентирована на канон и утешение, а
психология скорее учит смотреть вглубь себя и там находить ответы
на вопросы о "хорошо и плохо". Но по сути они помогают человеку в
одном и том же - почувствовать опору в том, что ты часть большого
мира.
Мы психологическое сообщество, а
значит мы не судим, а пытаемся услышать и понять. Мы не мстим и не
испытываем радость от использования санкций, но пытаемся защищать
свои границы и отстаивать то, во что верим. Зачастую очень трудно
понять, где пролегает эта грань между Добром и Злом, но это не
значит, что для нас её не существует. Мы можем совершать ошибки, но
это не значит, что мы не пытаемся всеми силами нащупывать эту
тонкую границу и оставаться на светлой стороне. Когда я говорю
"мы", то не имею в виду только модеративную команду, я имею в виду
всех участников, кто чувствует то же самое и стремится к тому же
самому. И если ру_психолог чему-то и учит нас, то, в конце концов,
именно этому, нащупыванию грани и переживанию того чувства в душе,
когда это получается.