Джозеф Конрад "Сердце тьмы" (сборник)
winter_tor — 23.08.2025

С каждым годом, все больше знакомясь с мировой литературой, возьмем даже шире, мировой культурой, все чаще мне попадаются отсылки к повести "Сердце тьмы" английского автора польского происхождения (настоящая его фамилия - Теодор Юзеф Конрад Коженёвский). Наиболее "свежий" пример - прочитанная весной "Киномания" Теодора Рошака. Чем не повод познакомиться с автором... Для первого знакомства я взял сборник его морских повестей - одиночная (внецикловая) повесть "Тайфун" и две первых повести цикла "Чарльз Марлоу", имевшие одного героя, но по факту это совершенно разные истории, поэтому читать их можно в любом порядке - "Юность" и уже упомянутое "Сердце тьмы".
Читая эти повести, я все никак не мог избавиться от мысли, что как-то не так их читаю, что-то очень важное упускаю. Поэтому перед тем, как писать этот отзыв, посмотрел кое-какие критические работы о его творчестве. Обычно я так не делаю, стараюсь составить свое первичное мнение, его сформулировать, а потом уже, при необходимости, проверять и углублять свои представления о том или ином произведении, но здесь решил сделать исключение. Действительно, я далеко не все понял сразу и даже понял, почему. Я смотрел на повести Конрада как на привычные мне произведения в жанре морских приключений, а проза же Конрада глубоко пропитана модернизмом, возможно он вообще один из первых модернистских писателей, а понял я это далеко не сразу. Тем не менее, понимая уже все "неправильность" прочтения автора (в оценке художественной литературы, на самом деле, нет "неправильных", или "правильных" прочтений, но чем больше ты учитываешь особенности текста, тем глубже ты его понимаешь, для меня это беспорно), все-таки поделюсь вкратце своими впечатлениями о каждой из повестей сборника.
"Тайфун". Повесть про ...тайфун. Казалось бы, типичная морская повесть, но, как я теперь особенно понимаю, только казалось. Я так и не смог ей проникнуться в полной мере, хотя вроде бы она хорошо написана. В частности, мне не удалось ощутить разгул стихии, того, что герои реально стали жертвой тайфуна, я не почувствовал какого-то сверхнапряжения. Очень может быть, что это как раз ситуация, когда я ожидал одного, а получил совсем другое, не знаю. Мои проблемы, понимаю.
"Юность". Самая понравившаяся мне повесть в сборнике. То ли Конрад здесь действительно решил написать "классическую морскую повесть", то ли что, но именно в ней я получил то, что хотел, ощущение морской романтики, столь знакомое мне в детстве во время прочтения книг того же Жюля Верна. А еще мне очень понравилась ироничность повествования, свойственная, пожалуй, всем произведениям сборника, но здесь я заметил ее отчетливей всего.
Ну и наконец "Сердце тьмы". Я понял одно, ее надо перечитывать спустя время. Здесь наиболее критичным оказалась ситуация, что я не был готов к тому, что именно я читаю. Первая половина повести вообще очень тяжело шла, я никак не мог вчитаться в текст. Затем пошло лучше, отдельно отмечу, как мастерски Конрад нагнетает напряжение, создавая ощущение приближающегося ужаса, но самый ужас для меня начался там, где он казалось бы закончился, после смерти Куртца, главного как бы "героя" (или антигероя, так сразу и не скажешь) повествования. Вообщем повесть сильная, это чувствуется, но понял ли я ее хоть в первом приближении - не уверен до конца. Надо бы как-нибудь перечитать, понимая уже, что именно меня ждет...
Попробую теперь 3-е произведение в цикле "Чарльз Марлоу" - роман "Лорд Джим". Я уже вроде как знаю, чего от автора ждать, посмотрим, изменится ли от этого мое восприятие его следующего текста...
|
|
</> |
Цель МСКТ брахиоцефальных артерий
Серьезный настрой
Прощай, Купер!
Евгения Овчинникова. 220 метров
Приглашаю почитать мистические рассказы
Осенние розы
“Мотолыги» идут гуськом.
Shutdowned DC
Последняя улыбка осени

