
"Джон Картер" — фильм по "Принцессе Марса" Берроуза


С самого начала признаюсь: я не читала книгу этого фантастического цикла Эдгара Берроуза. И поэтому считаю само название для фильма — «Джон Картер» — крайне неудачным. При таком сочетании звуков видишь американского солдата времён войны во Вьетнаме и — очень удивляешься, что это вообще-то фантастическая повесть о Марсе, который местные расы называют Барсум, о сбежавшей дочери правителя Дее и — действительно о солдате Картере, бывшем капитане армии Конфедерации Гражданской войны в США)) Книжное название «Принцесса Марса» дало бы куда более точное представление об этом фильме режиссёра Эндрю Стентона, который вышел на экраны аж в 2012-м году — и кстати, в марте, 7 марта))
Нет, я его не видела тогда, посмотрела вот только сейчас. И вопреки неудачному на мой взгляд названию, сам сюжет вполне понравился.

Между прочим, как ни удивительно, а Эдгар Берроуз в книге ( и соответственно, в фильме) вывел героем самого себя. У юноши Эдгара Берроуза умирает дядя, Джон Картер ( актёр Тейлор Китч) с этого, собственно, фильм и начинается. Дядя богатый и — с причудами: попросил сделать себе отдельную гробницу, которая отпирается только изнутри, и — оставил племяннику дневник своих записей. В этот момент, каюсь, я поняла: раз гробница отпирается изнутри, дядя «не совсем умер». потому что никому больше изнутри её отпирать не понадобится — так оно, в общем-то и оказалось.
Казалось бы, фильм начинается вполне банально, без фантастики: Америка XIX века, солдаты-северяне ловят капитана южан Картера, заставляя его сотрудничать. Капитан бежит и отстреливается, его преследуют солдаты и индейцы, забегает в пещеру, где находит уйму индейского золота. Индейцы, солдаты, перестрелки, а Марс где?
В этой же пещере он вдруг встречает странного типа медальоном, и завязывается драка с ним. Как потом выясняется, тип этот — терн, местный бог планеты ( а по сути, хранитель или наблюдатель), медальон же,— межгалактическое летательное устройство. И Картер, подхватив медальон, оказывается с ним на Марсе, который называется Барсум.

На Марсе же своя драма: между собой воюют два города — Заданга и Гелиум. Заданга побеждает, и её джеддок ( правитель) Саб Тан требует от джеддока Гелиума отдать ему в жёны дочь Дею Торис ( Линн Колинз). Обычное дело, кстати, династический брак. Кроме того, на Марсе кроме гуманоидов живёт ещё раса тарков, длинных трёхметровых зелёных существ, к которым и попадает Картер. И ещё: оттого, что Картер землянин, плотность костей у него меньше, чем у марсиан, и он благодаря атмосфере планеты прекрасно прыгает на несколько метров вверх. Ну и конечно — классика жанра! — благодаря этому искусству прыганья, Картер спасает принцессу Дею от ненавистного жениха.

Банальщина, скажете вы — и будете неправы. Потому что два мира, соприкасаясь между собой, могут только обогатиться знаниями. Дея не только принцесса, но и учёный. Она показывает Картеру таинственную пещеру, где хранится тайна медальона, который благодаря «девятому лучу» может перенести Картера домой, на Землю — Джасум. Дея, кстати, долго не верит, что Картер действительно землянин, так как не знает о медальонах и их свойствах.

У тарков своя история: Картеру стал помогать правитель тарков, Тарс Таркас. Его дочь Сола отправляется с ним и Деей в эту пещеру. А ещё крайне радует глаз марсианская собака, Мула, которая привязалась к землянину.

Теперь о том, что как мне кажется, выглядит слабовато.
До последнего момента не будет понятно, какую игру затеяли терны — якобы хранители Барсума. Зачем им помогать правителю Заданги жениться на Дее, чтобы её уничтожить: Саб Тан и так захватил весь Гелиум, они смирились и выдают за него дочь. Зачем нужен брак с Деей, чтобы красиво её убить, почему нельзя просто воспользоваться правом захватчика? Зачем они дают Саб Тану супероружие «9-го луча», и вместе с тем мешают Дее его изобрести? Зачем всё это терн рассказывает Картеру, который попал под действие технического устройства, обездвижившего его как удавка на шее — и его спасает только преданная собака Мула?

И самый дикий момент — сама свадьба: по замыслу автора Саб Тан должен убить Дею безо всякого перехода на свадьбе(!), и для этого прячет народ Заданги тут же, среди толпы. Дею в очередной раз спасает Картер и он же разоблачает Саб Тана и его замысел. Внимание: Саб Тан уже завоевал Гелиум, женится на его принцессе. Так зачем на свадьбе завоёвывать его вторично?
Якобы с точки зрения тернов все эти действия установят порядок на Барсуме. Если бы — в дело, как всегда, не вмешался землянин, которому больше всех надо.

Концовка изящная: Картер женится на Дее, но зачем-то выбрасывает медальон — мол, домой на Землю ему больше не нужно. Но тут один из тернов посредством своего медальона в отместку отправляет его на Землю: мол, нечего ломать мне всю игру и портить всю малину. И что делать? Картер находит свою пещеру с золотом, становится богатым, но как же Марс и оставшаяся там принцесса? Попасть туда можно одним способом: найти этот медальон, или найти на Земле терна и отнять у него его медальон. И - вот тут-то пригодится гробница и — дверь, открывающаяся со стороны «покойника»)) И конечно, племянник Нед ( Эдгар), который вступив в наследство, может помочь дядюшке.
Обычно фантастика — не самый любимый мною жанр, но тут снято неплохо и подано интересно. Получила удовольствие!